+8 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
8 Июня , 09:35

Мой Пушкин

С творчеством Александра Сергеевича Пушкина каждый из нас знакомится в самом раннем детстве: мы слушаем сказки о царе Салтане, золотом петушке, мёртвой царевне. Потом начинаем изучать произведения школьной программы: «Дубровского», «Капитанскую дочку», «Повести Белкина», «Евгения Онегина» и др. Знакомимся с замечательными стихотворениями поэта. Это основные этапы познания творчества А.С.Пушкина. Но становится ли Пушкин любимым, близким по духу автором? Я считаю, что, перечитывая классика вновь и вновь, можно постичь творчество поэта. И тогда произойдёт «встреча» с русским классиком, которая позволит сказать: «Мой Пушкин».

Мой Пушкин
Мой Пушкин

Как-то, когда я училась в университете, готовясь к семинару, перелистывала томик стихотворений А.С.Пушкина. Я прочитала, казалось бы, знакомые строки:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

Но в тот момент они прозвучали для меня особенно. Как просто и в то же время глубоко поэтом было осмыслено то, что происходит в жизни каждого из нас: переживаем из-за мелочей, расстраиваемся по пустякам, а спустя какое-то время понимаем, что всё произошедшее нелепо и смешно. Необходимо научиться принимать жизнь со всеми её «обманами», трудностями, и тогда «маленькие» радости станут подарком судьбы. Теперь эти строки стали «моими». Это стихотворение Александра Сергеевича позволило сказать мне, что у меня есть «свой» Пушкин: автор, который способен понять человека и передать особенности его переживаний. В этом величие гуманизма А.С.Пушкина.

Я предложила моим ученикам, лицеистам, поделиться размышлениями о «своём» Пушкине. И сегодня предлагаю посмотреть на великого поэта их глазами.

Артём Гумеров, ученик 11 «В» класса: «Александр Сергеевич учился в Царском Селе. В своих стихотворениях о лицее он запечатлел образы друзей, преподавателей, сумел передать ту необыкновенную атмосферу взаимопонимания и свободомыслия. Я тоже учусь в лицее. Здесь я обрёл друзей и единомышленников. Мне близки строки поэта о дружбе из стихотворения «19 октября»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Мысль о непреложной ценности дружбы духовно близких людей близка и понятна мне».

Софья Миронова, ученица 10 «А» класса: «Одно из моих любимых произведений А.С.Пушкина - роман «Дубровский». Эта история о любви, мести и чести всегда вызывала у меня интерес. В ней я вижу яркие человеческие эмоции, сложные взаимоотношения и несгибаемую силу духа.

В сцене, когда Дубровский объявляет Маше, что она свободна, героиня демонстрирует сильный характер. «Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твёрдостию, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним», - эти слова доказывают, что Маша останется верна своему (пусть и нелюбимому) супругу.

Нести ответственность за свои слова, сохранять своё достоинство в непростой ситуации – этому учит роман «Дубровский», этому учит нас А.С.Пушкин».

Рината Шаяпова, ученица 11 «Г» класса:

- Читая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я переживала из-за ссоры между Онегиным и Ленским, сочувствовала Татьяне, страдающей от безответной любви. Эгоизм Евгения и его боязнь осуждения со стороны высшего света привели к дуэли, на которой герой убивает друга. Из-за своего резкого, холодного ума, страха того, что не сможет принести счастья Татьяне, Онегин отказывается от любви девушки. А.С.Пушкин, изображая трагедию героя, показывает, что Евгений приходит к пониманию любви, лишь пройдя суровые жизненные испытания. На примере образа Евгения Онегина, оставшегося в одиночестве, автор подчёркивает, что важно ценить дружбу и любовь, жить так, чтобы не осуждать себя за совершённое всю оставшуюся жизнь».

Рамина Шаяпова, ученица 10 «Б» класса: «Я восхищаюсь изумительной лёгкостью, точностью, ясностью языка великого поэта. Для меня лирика А.С Пушкина – это уникальная гармония содержания и формы. Поражает его умение передавать самые глубокие человеческие чувства и мысли. Его произведения позволяют лучше понять себя и мир вокруг.

В хрестоматийном стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» меня поражает пророческий дар А.С.Пушкина, объективность поэта, который осознаёт значимость своего творчества.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Мне дороги эти строки, потому что в них звучит непоколебимая вера в силу искусства». 

Я уверена, читая и перечитывая произведения великого поэта, каждый сможет открыть для себя «своего» Пушкина!

Автор:С.Лукманова, учитель русского языка и литературы лицея №1.
Читайте нас: