-15 °С
Облачно
ВКОКFBInstaTikTok
Все новости
Образование
5 Февраля 2019, 13:30

Снегоход своими руками? Легко!

Всё началось с любви к технике и …зимней рыбалке.

Преподаватели Нефтекамского машиностроительного колледжа как настоящие увлечённые люди четыре года назад начали собирать вместе со студентами снегоход в рамках учебной практики, так сказать, совмещая интересное с полезным. Мастера производственного обучения, будучи ещё и заядлыми рыбаками, давно питали особый интерес к технике, которая могла бы преодолевать труднопроходимые места по глубокому снегу. Поэтому решение изготовить именно снегоход родилось неслучайно. Да и студентам идея пришлась по душе, теперь они отрабатывали свои практические навыки на конкретном деле, а не просто переводили железо, оттачивая ненужные детали. Так, группа энтузиастов во главе с мастером производственного обучения Валерием Фидусовичем Тимерьяновым принялась за дело.


Хотя конструкция снегохода-мотобуксировщика выглядит простой,
по проходимости в глубоком снегу он не уступает заводским снегоходам.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

В мастерских колледжа студенты на токарных станках изготавливали валы, звездочки, корпуса подшипников, для сварочных работ привлекались студенты-сварщики, не остались в стороне токари, слесари – словом, все возможные детали выполнялись руками студентов под руководством мастеров. Причём к качеству деталей, к сварке, к креплению элементов болтами подходили со всей серьёзностью, ведь это вопрос эксплуатационной безопасности и надёжности конечного агрегата. На производство первого снегохода ушло примерно два месяца работы вместе с расчётами, закупкой комплектующих, изготовлением необходимых деталей, непосредственно сборкой, испытаниями. Старания мастеров, студентов не прошли даром – снегоход был собран и готов к использованию. Но... На ходовых испытаниях выяснилось, что снегоход на узкой гусенице не удовлетворяет основному требованию – он плохо ездит по рыхлому, глубокому снегу. Поразмыслив, мастера-конструкторы сделали другой вариант снегохода с учётом погрешностей – на широком гусеничном ходу. Второй снегоход получился компактным, с хорошей проходимостью, а также с малыми затратами на топливо. Последующие модели были усовершенствованы в зависимости от потребностей, дополнены навесным оборудованием и по сути превратились в мотобуксировщики, которые могли на волокушах тащить груз под двести килограммов.
- Разумеется, мы в первую очередь ориентировались на то, чтобы заинтересовать студентов, чтобы развить у них творческое инженерное мышление. Многие идеи подсказывали сами, но некоторые дельные мысли высказывали и студенты, что только радовало. Разработка была общая, - рассказывает идейный вдохновитель проекта, заведующий учебно-производственными мастерскими Артур Фердинандович Насибуллин. – В итоге получилась усовершенствованная модель снегохода, универсал. Его можно использовать и как снегоход, и как толкач, и как мини-трактор. Он мобилен, компактен, может проехать везде, где не проедет любая другая техника...
- В общей сложности мы изготовили с десяток снегоходов, производили их на заказ, так что практически было налажено производство. Можно сказать, наши мастера развернули творческую мысль и поставили на практические колеса, - продолжает заведующий учебно-производственными мастерскими. - Наши снегоходы стали ходовым товаром, пользовались спросом. Однако со временем подорожали комплектующие, производство снегоходов стало для нас делом экономически невыгодным…


В мастерских Нефтекамского машиностроительного колледжа подобралась действительно творческая команда мастеров. Например, студенты под руководством мастера производственного обучения Рустема Радисовича Ахметова трудятся над другим интересным проектом, они выполняют точную копию автомобиля ГАЗ-67 - с приводом, двигателем внутреннего сгорания, всё как в оригинале. Это достаточно трудоёмкая работа. Предполагается, что машина будет на ходу. При работе над этой моделью требуется много сварочных работ, ими руководит мастер Руслан Зуфарович Ахматгалиев. Для студентов-сварщиков - это отработка профессиональных умений на серьёзном уровне. Работы предстоит много, пока готов только остов автомобиля, но уже сегодня видно, что над этим оригинальным проектом работают профессионалы своего дела. Только они могли отважиться на такой сложный эксперимент. Разумеется, в этом деле материальная база имеет большое значение. В этом отношении Нефтекамский машиностроительный колледж отличается хорошей оснащённостью современным оборудованием. В мастерских есть токарные, фрезерные, сверлильные станки, станки лазерной резки, станки с ЧПУ, современное сварочное оборудование - практически мини-завод с большим потенциалом...
Словом, в мастерских Нефтекамского машиностроительного колледжа после занятий начинается настоящая творческая работа, в которую вовлечены и преподаватели, и студенты. Так отрабатываются практические навыки, рождаются новые идеи, формируется инженерно-конструкторское мышление студентов – будущих профессионалов.