+29 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Образование
18 Марта 2019, 16:02

Пятидневка: быть или не быть?

Введение пятидневки в школах – на сегодня тема одна из горячих. Активное обсуждение началось с предложения руководителя республики Р.Хабирова о переводе школ Башкирии на пятидневное обучение, которое он высказал на первом форуме школьного образования «Взлетай».

Он объяснил такую необходимость тем, что дети перегружены занятиями и проводят мало времени с семьей. В одну из свободных суббот было предложено проводить общешкольные праздники. На поверку оказалось, переход на пятидневную учебную неделю – процесс довольно сложный, который требует изменений во всей структуре образовательного процесса. При смене режима обучения школы весьма ограничены санитарными нормами и государственными стандартами обучения. Как решается вопрос перехода на пятидневку в Нефтекамске, мы поинтересовались у главного специалиста управления образования г. Нефтекамска Лилии Ивановны Костенко.
- Министерством образования Республики Башкортостан разработаны рекомендации для руководства и использования в работе при переходе школ Республики Башкортостан на так называемую пятитидневку, - начала с главного Л.И.Костенко. - Согласно им предлагается с 1 апреля перейти на пятидневную учебную неделю всем начальным классам, а с будущего учебного года планомерно перевести обучающихся других классов. В любом случае, сначала изучаются возможности перехода каждой школы на пятидневную учебную неделю, и только затем принимается обоснованное решение об организации обучения в новом учебном режиме.


Самих школьников перспектива отдыхать два дня в неделю радует, даже несмотря на возрастающую нагрузку. ФОТО: Руслан Никонов, "КЗ".

Сегодня в Нефтекамске в режиме пятидневной учебной недели обучаются ученики начальных классов школ №2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 14, 15, гимназии №1, башкирской гимназии, а также учащиеся 5-х классов школы №3, школы с. Амзя и учащиеся 5-6 классов школы №14. С 1 апреля 2019 года на пятидневную учебную неделю перейдут остальные ученики начальных классов, это школы №11, 12, 13. Планируется безболезненно перевести на новый режим работы и те школы, которые, взвесив возможности и интересы всех участников образовательного процесса, приняли меры по сохранению объема изучаемых предметов и учебной нагрузки педагогов в текущем учебном году. Это пятые классы школы №7, а также учащиеся 6-х классов школы с.Амзя и 5-6 классов Ташкиновской школы. Конечно, вопрос перехода на пятидневку в особенности в третьем семестре учебного года, имеет множество нюансов, которые следует учитывать в обязательном порядке. Так, необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, недопустимо нарушение требований федеральных государственных образовательных стандартов. При решении вопроса также необходимо соблюдение закона в части установления трудовых отношений. Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовых договорах учителей на весь учебный год, не должна меняться. И самое главное – это выполнение учебного плана, который не позволяет уменьшить количество предметов, запланированных в основных образовательных программах.
В настоящее время все школы действуют в соответствии с установленным алгоритмом: с 4 марта приказами утверждены графики перехода на пятидневную учебную неделю. Созданы рабочие группы, активно проводятся родительские собрания, рассматриваются проекты учебных планов. При положительном решении вопроса поэтапно будут вноситься изменения в локальные акты и нормативные документы. И с нового учебного года, с 1 сентября 2019 года, планируется, что все ученики Нефтекамска с 1 по 11 класс смогут обучаться в пятидневном учебном режиме. Однако остро стоит вопрос в школах, где сохраняется двусменное обучение.
- Означает ли это, что субботние уроки раскидают на пять дней и в расписании старших классов появятся 7-8 уроков?
- Во всех классах объем учебной нагрузки уменьшится на три часа. Так диктует нам пятидневный учебный план. При этом будет увеличен объем занятий в рамках внеурочной деятельности. Что касается количества уроков, то объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не более 7 уроков установлен для обучающихся 7-11 классов. При этом каждая школа формирует расписание в соответствии со своим учебным планом. Так что санитарно-эпидемиологические требования позволяют иметь в расписании 7 уроков. Кроме этого, планируется 8-9 тематических суббот в год, в рамках которых будут проводиться спортивные, культурные мероприятия...
Реакцию учителей и родителей на нововведение нельзя назвать однозначной, хотя большинство считает, что два выходных дня пойдут школьникам только на пользу. Вот что думают по этому поводу сами участники образовательного процесса: школьники, учителя, родители.

Опрос в тему
Ксения, школьница:
- С моей точки зрения, переход на пятидневку пойдет нам, школьникам, на пользу, так как у нас появится ещё один свободный день для восстановления сил. Но, с другой стороны, нагрузка в будние дни возрастет, домашняя работа станет объемнее, а времени на кружки, дополнительные занятия в обычные дни останется меньше. И всё же идея об еще одном выходном дне перечеркивает все отрицательные стороны.
Галина, практикующий учитель:
-Теоретически нововведение о дополнительном выходном дне ученикам и учителям - очень заманчивая идея. Не надо делать уроки на субботу, можно планировать поездки и другие дела всей семьей, при этом нагрузка увеличивается несильно, на один урок в день. На практике же может оказаться, что при возросшей ежедневной нагрузке придется все равно выходить на работу или на учебу и в субботу (это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, спортивные мероприятия, НПК и множество других дел, на которые в будни уже не будет времени). Мы, учителя, также опасаемся сокращения учебного плана, пока неизвестно каких предметов (а значит, и предметников) это коснется. Мое мнение, пятидневка – это хорошо, но это должно быть продуманное решение, чтобы суббота стала по-настоящему выходным днем.
Гульнара, родитель:
- Я, конечно, обеими руками "за" пятидневку. Дети сейчас очень перегружены в школе, не высыпаются. Поэтому речь идет даже не столько об общении с родителями, а просто о возможности выспаться ребенку, набраться сил на предстоящую неделю. Нагрузка в школе на сегодня и так высокая, а с переходом на пятидневку она, как я понимаю, возрастет. Хотя ряд предметов вполне можно было бы убрать из учебной программы и таким образом снизить нагрузку на школьников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. Дети один-то иностранный язык освоить не могут, куда им второй? Это в гимназиях, где учатся сильные дети, он, может, оправдан, но зачем вводить его в обычных классах? Хотелось бы верить, что при переходе на пятидневку учтут все эти моменты…
Читайте нас: