Анна Евгенова, диетолог, нутрициолог:
— Обязательно давайте детям в школу перекус, да хотя бы яблоко, и готовьте еду, чтобы он мог прийти домой, разогреть и съесть. Иначе он скажет: «А ничего не было, я купил себе чипсов». Сейчас очень важно сохранить хороший иммунитет, поэтому сделайте упор на свежие овощи, фрукты, кисломолочные продукты. А вот простые углеводы лучше исключить или минимизировать — это про сладости, печенье, газированные напитки. Лучше сделайте вместе домашнее печенье — без всяких Е, консервантов и стабилизаторов. Готовить вместе с мамой — это еще и полезно для психоэмоционального состояния и формирования пищевых привычек.
Ольга Вильданова, школьный психолог:
— В первом и пятом классах адаптация к школе и новым условиям длится до двух месяцев, в остальных классах — примерно две-три недели. В это время контролируйте и успеваемость детей, и их эмоциональное состояние, особенно если ребенок перешел в новую школу. Обычно ситуация исправляется сама, если нет — ребенку нужна помощь.
Очень важно выстроить правильный режим дня. Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встряхнуть остатки сонливости, настроиться на рабочий лад поможет утренняя гимнастика. Не все дети в столь ранний час с удовольствием завтракают. В этом случае не будьте чрезмерно настойчивы. Важнее сохранить хорошее настроение и добрые отношения между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем, лучше заранее, с вечера, обговорить с ним его утреннее меню.
Вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть, и только потом садиться за уроки. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для прогулок и его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления — важная составляющая жизни маленького человека.
Дети, особенно первоклассники, очень нуждаются в психологической поддержке со стороны взрослых.
Вечером вам просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться его самочувствием. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения тоже зависит, с каким настроением он завтра пойдет в школу. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Не все родители могут каждый день водить ребенка до школы. Иногда ребятишкам приходится добираться самостоятельно. Хорошо, если школа прямо во дворе, но и это может быть опасным. С каждым днем темнеет все быстрее, и вопрос все актуальнее. Вот очень простые правила:
- Нарисуйте «карту» — самый короткий и безопасный путь дойти до школы. Пусть ребенок ходит исключительно по этому маршруту.
- Купите ребенку светоотражатели — специальные элементы, которые возвращают луч света обратно к источнику. Это может быть нашивка или наклейка на рукав одежды, брелок или даже специальная детская игрушка, никакой разницы нет. Чем больше площадь светоотражателя, тем лучше водитель видит пешехода. В любом случае такие предметы видны издалека и снижают вероятность ДТП на 85%. В идеале вешать их на высоту 80-100 см от земли, так они лучше всего видны водителям, и со всех сторон - и на спину, и на рукава. И обязательно яркую одежду! Ученые посчитали: в черной одежде человек практически невидим для машин, в синей — его можно распознать за 15 метров, в красной — за 25, в белой — более чем за 50 метров.
- Никакие ухищрения не помогут, если безалаберно бегать около проезжей части, резко выпрыгивать на дорогу перед автомобилями.
Тагир Гизатуллин, главный психиатр Минздрава Башкирии:
— Осень — это всегда меньше солнце и больше физических нагрузок. Поэтому всем, а особенно детям, нужна профилактика усталости и сниженного настроения. Нам поможет регулярная физическая активность — спорт, прогулки на свежем воздухе, активные пятиминутки в школах.
Очень важно разделять время труда и время отдыха и рационально использовать время на подготовку уроков. Тут не могу не сказать про гаджеты. Современные дети живут в них. Но это вредно. Чтобы не уставали глаза и не истощились психические функции, достаточно тратить на гаджеты 30-40 минут в день. Это позволит сохранить хорошее настроение — и физическое, и психическое.
Если вы видите, что у ребенка снизились аппетит, заинтересованность учебным процессом или другими делами, — это сигнал и повод обратить внимание, что что-то идет не так.