-10 °С
Облачно
ВКTlgrmЯ.ДзенОКTikTok
Все новости
Актуально
8 Ноября 2018, 19:16

Учусь жить сам

В реабилитационном центре города Нефтекамска с сентября этого года стартовал проект «Учусь жить сам», куда привлечены дети от 14 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.

В реабилитационном центре города Нефтекамска с сентября этого года стартовал проект «Учусь жить сам», куда привлечены дети от 14 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.


Целью этого проекта является повышение уровня самостоятельности обучающихся в бытовой, досуговой и социально-коммуникативной деятельности.

В настоящее время неприспособленность к независимой самостоятельной жизни - одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети с ограниченными возможностями здоровья. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом с ними все время находятся родители или другие близкие родственники. В итоге получается, что такой ребенок не получает даже самых элементарных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи. И, столкнувшись с необходимостью начать взрослую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным. Такую категорию детей психологи называют гиперопекаемой.

Для того чтобы помочь каждому подростку преодолеть эти трудности, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, с 2018 года в нашем реабилитационном центре реализуется инновационная технология «Тренировочная квартира». «Тренировочная квартира» (специально оборудованные помещения) - идеальное место для получения бытовых навыков. Основная идея «Тренировочной квартиры» в том, что особый ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Ведь так важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья успели получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого зависит его дальнейшая жизнь. Проект направлен на предоставление возможности подростку самому окунуться в интересный круговорот под названием «бытовая жизнь». Научиться самому выстраивать свою повседневную жизнь, планировать, распределять свободное время, думать об уюте и чистоте в доме. Элементарные бытовые навыки необходимы любому человеку, чем бы он не занимался.

«Тренировочная квартира» - это возможность отработать социально-бытовые навыки в условиях отдельного проживания. «Проживая» в социальной (тренировочной) квартире, ребята могут почувствовать, как это жить самостоятельно и самому нести ответственность за себя, свои действия, свое жилье.

Обучающиеся зачисляются в центр по своему желанию, с согласия родителей и педагогического совета. Участие в проекте началось с процедуры оформления документации: написания заявления, заключения договора, знакомства и повторения правил техники безопасности, режима «проживания» в тренировочной квартире. На каждого подростка был составлен индивидуальный ежедневный дневник наблюдений по трем разделам: самообслуживание, самоорганизация и саморегуляция. В самом начале было проведено собрание, на котором выслушивали проблемы и пожелания ребят и родителей.

Несмотря за столь короткий срок, ребята быстро подружились и с удовольствием посещают центр, активно участвуют во всех мероприятиях. Провели экскурсию на Тропу здоровья, посетили кинотеатр. Обучающиеся, приходя в центр, учатся навыкам общения и самообслуживания, составлению индивидуального плана дел, ориентации в окружающем мире, брать на себя ответственность за выполнение того или иного дела, распределять дела по времени, самостоятельно совершать покупки, приготовить еду, постирать белье, сделать уборку в квартире, планированию проведения свободного времени (планирование коллективного и индивидуального досуга) и так далее.

Для обучающихся самостоятельное проживание в тренировочной квартире - большая школа жизни для будущего. Хочется надеяться, что все знания и умения ребята будут применять в своей взрослой жизни. Ну а тем ребятам, которым еще предстоит жить в «квартире», хочется пожелать стремиться получить побольше знаний и умений, чтобы быть самостоятельными.

Р.Хафизова, социальный педагог.

Читайте нас в