Члены городского женсовета побывали в приюте для беременных женщин и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, чтобы ознакомиться с тем, как приют работает, в каких условиях проживают его обитательницы и кто может сюда устроиться. Если учесть, как часто в нефтекамских семьях случаются скандалы (в местной полиции их регистрируют до сотни в неделю!), в результате которых женщины и дети подвергаются побоям, то понятно, что интерес отнюдь не праздный. Порой и юные женщины, забеременев, остаются без помощи семьи и кого бы то ни было. И потому наличие такого приюта – благое дело.
Приют с очень символичным названием «Дом Надежды» располагается в живописном месте на берегу Камы при Никольском храме, что в Николо-Березовке. Он был открыт при Нефтекамской епархии в 2014 году, тогда епархия выиграла грант на открытие такого приюта, и на полученные средства отремонтировала одно из старинных зданий, находящихся рядом с Никольским храмом, закупила часть мебели, оборудование. Обо всем этом нам поведала Лия Николаевна Калинина, которая заведует приютом со времени его открытия. Или правильнее будет сказать – отвечает за работу приюта, потому что должности заведующей здесь как таковой нет. У Лии Николаевны большой педагогический опыт, потому ей, как активной прихожанке, и предложили попробовать себя в этой работе. Ведь чтобы заниматься судьбой надломленных женщин, нужно быть и педагогом, и психологом, и иметь организаторские способности.
Двери приюта всегда открыты для нуждающихся в нём.
С доброй улыбкой нас встречает Лия Николаевна Калинина.
Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
За это время здесь перебывало много народа – это и женщины с детьми, которые спасались от запивших мужей или внезапно остались без крыши над головой, и беженки, и онкобольные, и пожилые люди, и сироты: в приюте здесь никому не отказывают. На момент нашего посещения в приюте проживали три женщины.
Одна из них – немолодая женщина, которой недавно поставили неутешительный онкологический диагноз. В момент нашего посещения в приюте ее не было, она проходила обследование в больнице. Женщина была в отчаянии, не знала, что делать, и батюшка предложил ей пожить в приюте, считая, что это поможет ей успокоиться и понять, как жить дальше. Всего же за время работы приюта здесь в разное время жили четыре онкобольные женщины, одну из них в приют забирали прямо из больницы, поскольку она была одинока и ухаживать за ней дома было некому.
Другая обитательница приюта, беженка с Украины, вообще-то проживает в доме престарелых в Дюртюлинском районе, а сюда приезжает навестить сыновей, которые проживают в психоневрологическом интернате в Нефтекамске. Кроме того здесь взялись помочь ей оформить российское гражданство. «Я сама прошла через все эти инстанции, и знаю, как это не просто. Она к тому же плохо слышит. Сейчас вот проходит медкомиссию, потом надо будет ехать в Бирск, сдавать экзамен на знание русского языка», - продолжает нас знакомить с обитателями и буднями приюта Лия Николаевна. Были здесь и другие беженки с Украины, в том числе и беременная женщина.
Третья обитательница приюта – бабушка Марфа (это имя, данное ей при крещении, в миру у нее другое имя), которая в буквальном смысле сбежала от своих детей. Наш приход ее напугал: подумала, что мы приехали, чтобы отвезти ее к детям. Чем уж они ее обидели, неизвестно. Свое нежелание жить с детьми объяснила так: «Не нужна я им стала, видать, слишком стара, или слишком мала». Бабушке Марфе недавно исполнилось 80 лет, и она действительно маленького росточка. По-русски не говорит, с нами общалась по-татарски, которым тоже свободно владеет, как и родным марийским. Здесь бабушка живет уже несколько месяцев. Вообще-то, по положению в приют людей устраивают лишь на три месяца, и за это время обычно стараются решить те проблемы и вопросы, из-за которых люди сюда попали. В случаях с семейными дебоширами проблемы обычно решаются за несколько дней – когда запойный период у мужа проходит, и женщина с детьми может вернуться домой. Что касается бабушки Марфы, то она и слышать не желает о том, чтобы вернуться в дом к детям.
«Без благословения не входить»
Перед лестницей на второй этаж, где находятся комнаты для обитателей приюта, висит надпись: «Без благословения не входить». Нам пояснили: «У нас зачастую психологически надломленные женщины обитают, нельзя, чтобы кто угодно мог к ним подняться. Мы ведь когда их принимаем, в первые три дня даже стараемся ни о чем не расспрашивать, только если они сами захотят рассказать. А потом уж, конечно, стараемся узнать, с какими проблемами они столкнулись, как им можно помочь».
В приюте несколько комнат: две одноместные, одна двухместная, еще в двух комнатах – по четыре кровати. Очень светлые и уютные. Одновременно приют может принять до 12 человек, включая маленьких детей. Но, конечно, одновременно много народа здесь не бывает, хотя наша собеседница вспоминает, что однажды было и 10 человек. Незадолго до нашего прихода в течение недели здесь обитала женщина с тремя детьми. Она приходит уже второй раз, вернее, приезжает из села, что километрах в 20-30 от Николо-Березовки. Узнала о приюте от своей соседки, и теперь, как муж забуянит, так она детей в охапку – и сюда. Переждет здесь запойный период мужа и снова домой.
В приюте несколько комнат, есть и одноместные.
Все очень светлые и уютные.
Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
Был случай, когда здесь проживала молодая женщина с ребенком-дошкольником, у которой были проблемы с жильем. Прожила здесь пару месяцев, однако из приюта ее вынуждены были попросить уйти. Несмотря на то, что здесь готовы принять всех страждущих, в приюте имеются свои правила, которые молодая женщина нарушала с завидной регулярностью: то уходила по своим делам, бросив ребенка без присмотра, то вдруг начала приводить сюда своих знакомых мужчин, хотя это категорически запрещено. К тому же постоянно уходила от разговоров о необходимости решения имеющихся проблем, чтобы она могла наконец покинуть приют и жить самостоятельно. Очевидно, что решать свои проблемы она не хотела и не собиралась, а жить в приюте ей было удобно: ни за что платить не надо, едой и кровом обеспечена.
За всю историю существования приюта, таких женщин, решивших, что они могут беспрепятственно жить в приюте на всем готовом и при этом ничего не предпринимать для решения возникших жизненных проблем, было всего две. Остальным была нужна лишь передышка, чтобы пережить бурю, подумать, принять меры для преодоления сложившихся обстоятельств и идти в мир, жить дальше. Необходимую помощь готовы оказать и Лия Николаевна, и церковные наставники. Зачастую они даже проводят беседы как с женщинами, так и с их мужьями, или родственниками, помогая им понять друг друга, найти точки соприкосновения для дальнейшей совместной жизни.
На средства прихожан и добрых людей
Приют содержится на средства благотворительности, если это можно так назвать. Что-то выделяет церковь, что-то приносят прихожане и просто добрые люди. Шторы и тюль в комнатах, к примеру, сшила и подарила приюту одна из прихожанок. Люди помогают вещами, продуктами, посудой, техникой – кто чем может. По четвергам прихожане Никольского храма по устоявшейся традиции приходят сюда, чтобы навести порядок в приюте, на обширной территории храма. Топить баню, ухаживать за огородом и теплицей тоже помогают прихожане. Готовят здесь два повара по очереди. Пользуются овощами, выращенными собственноручно. Не сидят без дела и сами обитательницы приюта, стараясь внести посильную лепту. Баба Марфа, к примеру, вяжет теплые носки и дарит их прихожанам. Кто-то помогает с готовкой, стиркой, уборкой, с работой в огороде. Словом, женщины есть женщины, и в свой временный приют стараются внести толику своей заботы.
Поинтересовалась, в чем сейчас нуждается приют, возможно среди тех, кто прочтет эту статью, найдутся желающие внести свою лепту в благое дело. Выяснилось, что приюту в первую очередь нужны детские коляски (летняя и зимняя), детские горшки, очень нужны памперсы и детское питание. Здесь будут рады, если найдется спонсор, готовый помогать по мере необходимости. Дело в том, что памперсы и детское питание очень быстро заканчиваются, стоит только в приюте появиться маленькому ребенку, горшки зачастую мамаши уносят с собой, а многими вещами приют и сам снабжает молодых мамочек, стараясь обеспечить их самым необходимым на первое время, когда те покидают приют.
А мамочек с детьми в приюте за прошедшие 4 года побывало немало: только с тремя детьми было 10 мам, а уж сколько было с двумя детьми и с одним ребеночком, здесь и не упомнят.
Хозяйственная комната. Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
К примеру, в настоящее время здесь занимаются устройством в приют молодой женщины с двухмесячным ребенком. Женщина – сирота, из Кугарчинского района, своего жилья у нее нет. Здесь жила с мужчиной, от которого родила ребенка, и которому теперь стала не нужна. Проблема еще и в том, что у ребенка нет прописки, поэтому нет возможности оформить на ребенка детское пособие через органы соцзащиты. «Сейчас ищем тех, кто мог бы прописать к себе временно этого ребенка, – делится заботами Лия Николаевна. – Тогда можно будет оформить пособие. Пока же этой женщине жить и кормить ребенка совершенно не на что».
Отец Алексей Тихонов, настоятель Троице-Никольского храма, поведал о том, откуда появилась идея открытия такого приюта при церкви: «Наш Святейший Патриарх Кирилл большое внимание уделяет социальной работе церквей. При церквях, как вы знаете, собирают вещи, продукты, которые люди готовы пожертвовать для нуждающихся. В Нефтекамске у епархии есть склад, куда собираются эти вещи и продукты со всех приходов, и уже отсюда выдаются нуждающимся.
На приготовление пищи идут овощи, выращенные в огороде при храме.
Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
Мы кормим бездомных, нуждающихся: в Нефтекамске за «Чайкой» организована раздача продуктов для бездомных, здесь, в Никольском храме, проходят благотворительные обеды. Ежедневно в трапезной, которая располагается на первом этаже приюта, кормятся человек 30, включая работников при церкви, обитателей приюта и прихожан. В праздники случается и человек 50. Планируем вот летом построить на территории летнюю трапезную, рассчитанную человек на 200, также для проведения благотворительных обедов. Сталкивались и с тем, что люди, которым пойти некуда, просятся на ночлег, особенно жалко бывает женщин с детьми: куда вот они пойдут, особенно в зимнее время? Обращаются к нам, как правило, люди отчаявшиеся, у которых на тот момент нет ни денег, ни других возможностей как-то устроиться. Словом, необходимость такого приюта возникла давно. И когда появилась такая возможность, мы поучаствовали в гранте, нам выделили большие средства, которые помогли отремонтировать и перестроить это здание, где раньше была только трапезная, под приют. В основном это приют для беременных женщин и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но иногда мы здесь содержим и своих престарелых работников. У нас вот есть Николай Сергеевич, ему 91 год. Он сам березовский, очень трудолюбивый, подвижный, занимается у нас в огороде, в прошлом году зиму он у нас пожил. Бывает, священники к нам приезжают на экскурсию, их устраиваем на ночлег. А в основном это приют для женщин, которым нужно пережить трудный период и идти дальше. Как-то у нас даже жила женщина, которая пила, подружки ей в этом очень помогали. А у нас пожила, успокоилась, подумала о своей жизни, я с ней беседовал, как и со многими обитательницами приюта. И она взялась за ум. И мы не разделяем людей – на православных, неправославных. К нам могут обратиться люди любой веры, любой национальности, мы готовы помочь всем. Мне кажется, мы делаем благое дело.
Ежедневно в трапезной обедают до 30 человек, включая обитателей приюта.
Обеды здесь благотворительные.
Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
Ну, конечно, условия у нас не самые лучшие: нет центральной канализации, туалет с выгребной ямой, отопление – свой газовый котел, температуру в комнатах поддерживаем +20 градусов, больше нет возможности. Питание кто что принесет: специально мы не закупаем, только пожертвования от прихожан, и то, что у нас свой огородик есть, сами выращиваем картошку, свеклу, морковку, другие овощи, тепличка своя есть. Никто не жалуется, что плохо питаются, хотя и постно, стол всегда бывает в изобилии. И мы всегда будем рады, если горожане и сельчане решат помочь приюту продуктами, в том числе рыбой, яйцами, мясом, молочными продуктами (только не во время поста)».
Кстати, женщины попадают в приют не только через церковь, хотя информация о приюте вывешена во всех близлежащих приходах и церквях, есть и на сайте Нефтекамской епархии. Сотрудничает приют также с женской консультацией и роддомом, где также имеется информация о приюте. Предается информация и из уст в уста, не потому ли география обитателей приюта так обширна? Это не только города и сёла Башкирии, и уже названная Украина, но и Удмуртия, Татарстан, Абхазия, Свердловская область, Алтайский край. А в книге отзывов о приюте – только самые добрые слова о пребывании здесь.
Те, кто хочет помочь приюту, как и те, кто сегодня нуждается в таком приюте, могут позвонить по телефону 8-917-748-20-17.