+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Актуально
29 Мая 2020, 13:03

Советы специалиста. Наследственность или гаджеты?

Когда стоит начинать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, рассказывает логопед детской поликлиники Наталья Ценёва.

Когда начинать бить тревогу?
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает плохо или поздно говорить, а то и не разговаривает вовсе. Знакомые отмахиваются: «Мой вон вообще в семь лет заговорил, сейчас рот не закрывается», невролог успокаивает: «Все дети разные, заговорит рано или поздно», логопед в детском саду категоричен: «Приходите, когда исполнится пять лет». В результате, когда ребенку остается всего год-два до школы, а он вместо предложений изъясняется звуками и нечленораздельным мычанием, родители спохватываются и начинают бегать по врачам и подыскивать лучших специалистов.
Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет. Если к 1,5 годам малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам.
Запомните, даже если вам говорят, что до пяти лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до пяти лет.
Также необходимо немедленно показать ребенка врачам, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.
Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу.
Почему дети начинают поздно говорить?
Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Нефтекамске, но и в России, а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше. В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто. На это есть несколько веских причин.
Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода.
Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.
Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».
Как помочь ребенку скорее заговорить?
Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.
Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какофонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.
Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на татарском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи. На приеме мальчик 3,5 лет. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм. Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно отвечает на английском: yellow (желтый), red (красный), bIy (голубой), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает? Звоню маме, а она мне в ответ: «Мне часто некогда с ним возиться, поэтому на компьютере включаю ему развивающие мультики». И, представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!
Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком. Старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.
Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!
Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.
Развивайте мелкую моторику – давайте ребенку перебирать крупы, пуговицы, пусть он трогает разные по фактуре, форме, размеру и цвету предметы. Купите волчок, чтобы развивать «пинцетный» захват – это научит потом правильно держать ручку. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары. Это все помогает развивать артикуляционный аппарат.
Какие проблемы могут ожидать плохо говорящего ребенка в будущем?
Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубится. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.
К каким специалистам нужно обращаться, если ребенок не говорит?
- Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или дефектологом.
Что касается вопроса: чья помощь требуется – логопеда или дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом.

Фото из архива газеты: Руслан Никонов, «КЗ».

Читайте нас: