- Многим родителям может показаться, что в 6-8 лет дети слишком малы для подобных тем. Однако от подобных бесед точно будет польза, поскольку ребенок получит верную информацию (при условии, что вы сами в курсе темы), узнает ваше мнение на этот счет, в случае возникновения какой-то либо проблемы, вероятнее всего, обратится именно к вам.
Перед беседой с ребенком нужно решить, что конкретно о наркотиках вы бы хотели рассказать. Можно продумать разные способы разъяснений и попытаться поставить себя на место ребенка. Здесь стоит вспомнить, как ваши родители говорили с вами и какие эмоции это вызывало у вас.
6-8 лет. Наверняка в 6-8 лет дети уже что-то слышали о наркотиках благодаря СМИ. Именно в этом возрасте они, как правило, не оспаривают авторитет родителей и готовы делиться своими мыслями. Вот несколько советов, как можно начать беседу с детьми:
Когда даете ребенку какое-то лекарство или принимаете его сами, нужно объяснить, что лекарство можно брать только у взрослого человека, вызывающего доверие. Например, у своего учителя или семейного врача.
Обязательно объяснить, что пользоваться шприцом может только медсестра в поликлинике или больнице. Поэтому ни в коем случае нельзя подбирать шприцы на дороге, на детской площадке, возле детского сада/школы.
При показе по телевизору или в газете истории о наркотиках нужно воспользоваться случаем и начать беседу. Следует спросить ребенка, что ему известно о наркотиках. Затем доступным и понятным языком объяснить, почему наркотики могут быть опасны.
Чем старше становится ребенок, тем меньше вопросов у него возникает, поскольку в век современных технологий он с легкостью может найти ответы сам. Неважно – обратится ли он к помощи Интернета или ему расскажут одноклассники.
11-14 лет. С детьми данной возрастной категории по возможности следует продолжать открытую и поддерживающую связь. Если доверительные беседы продолжатся и в этом возрасте, они принесут много пользы.
Поэтому на данном этапе воспитания следует руководствоваться следующими правилами: постараться находить как можно больше времени для общения с ребенком, пытаться побудить их описывать собственные чувства и эмоции; относиться к проблемам ребенка серьезно, даже если они кажутся абсолютно незначительными, поскольку для ребенка они могут быть важны; интересоваться отношением школы к наркотикам. Спрашивать, что и как рассказывают об этом в стенах общеобразовательного учреждения. Продолжать при удобном случае аргументированно описывать ребенку свое отношение к наркотикам.
Чем старше дети, тем важнее для них мнения друзей, а откровения с родителями уходят на второй план. Это одна из причин того, что в настоящее время около 15% школьников больших городов впервые пробуют наркотики в 12–14 лет. «Знакомство» происходит на дискотеках, в школе, во дворе, в значимой для подростка группе – сверстников или ребят постарше. Поэтому важно вовремя застать тот самый возраст, когда можно максимально откровенно общаться с ребенком на тему наркотических средств.