Говоря о проектах, можно вспомнить о наиболее значимых для наших мест. К примеру, после строительства железнодорожной магистрали Казань-Свердловск, которая прошла через города Сарапул и Камбарку, в начале ХХ века предприимчивые люди из д.Ново-Кабаново Краснокамского района загорелись желанием построить железнодорожную ветку от деревни вдоль берега р.Камы через Николо-Березовку до Камбарки. Но произошедшая Великая Октябрьская революция 1917 года помешала осуществиться этому.
Жизнь продолжалась, и в 50-х годах минувшего века в Краснокамском районе появились разведчики земных недр, которым улыбнулось счастье открыть теперь уже знаменитое месторождение нефти – Арланское. Начались стремительные перемены в жизни местного населения. Самые большие перемены, со слов старожилов, произошли с началом строительства поселка нефтяников – Нефтекамска, который в 1963 году получил статус города. Предлагались различные варианты строительства, наконец, остановились на том, что рядом с деревней Касево начнут строить первые бараки поселка. Одним из наиболее радикальных было предложение – начать строительство в сторону леса и соединить село Николо-Березовку с Нефтекамском. Руководители Краснокамского района того времени посчитали такой вариант слишком революционным и отказали.
Следующим грандиозным событием в жизни нашего края явилось строительство завода КАМАЗ. Как известно, комиссии было предложено на выбор три площадки на р.Кама. Первоначально Нефтекамск был в приоритете. Но после того, как на уровне правительства СССР было принято решение о строительстве Нижнекамской ГЭС, выяснилось, что строительство КАМАЗА в Набережных Челнах будет гораздо дешевле, чем в Нефтекамске. После этого было решено оставить в Нефтекамске площадку под строительство завода автосамосвалов.
Далее в стране началась эпоха строительства АЭС. С учетом того, что Кармановская ГРЭС, в перспективе, не сможет обеспечить растущие мощности города в электроэнергии, было решено построить БашАЭС на берегу р.Белой недалеко от деревни Ново-Кабаново. Создаются дирекция БашАЭС, г.Агидель, и начинается строительство станции. Но произошедшая авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году на Украине меняет ситуацию. К тому же, в стране возникли признаки кризиса экономики и социальной сферы, а население Краснокамского района и г.Нефтекамска, напуганное последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, начало протесты против строительства станции. Тот факт, что в соседней Свердловской области Белоярская АЭС много лет работает безаварийно, никого не убедил в ее безопасности. В итоге строительство было приостановлено, а затем и полностью прекращено.
Строительство железной дороги до г.Агидель – еще одна интересная страница истории. Когда начались разговоры о строительстве БашАЭС и железной дороги до г.Агидель, местное население, уверенное в том, что дорога будет построена вдоль существующей автодороги Нефтекамск-Арлан-Ашит-Агидель, с воодушевлением приняло это известие, уверенное в том, что на работу будет ездить в комфортабельных вагонах и чистой одежде, а не в спецовках. Однако, реальность оказалась иной. Руководство района без референдума и изучения общественного мнения, в авторитарном стиле решило строить железную дорогу в лесу, минуя населенные пункты, мотивируя свое решение тем, что при ее строительстве вдоль существующей автодороги до АЭС, «пропадет много земель сельскохозяйственного назначения». Насколько ошибочным оказалось это решение, показало время. Сейчас железная дорога надлежащим образом не эксплуатируется, является памятником бесхозяйственности и примером нерационального использования народных средств.
С началом перестройки и в начале 90-х годов проявились признаки спада экономики страны. В нашем городе примером крушения грандиозных планов страны, республики и города явилось строительство завода «Башсельмаш», который должен был производить технику сельхозназначения для внесения удобрений в почву. Строительство предприятия подходило к завершению, но так и не заработало. Образец машины демонстрировали по телевидению, но реально в работу техника не была внедрена. В это время в городе пошли слухи о том, что приезжали представители итальянского автозавода «Фиат», того самого, который по контракту помогал строить Волжский автозавод, с предложением в одном из корпусов «Башсельмаша» за шесть месяцев запустить «отверточную» сборку легковых автомобилей «Фиат». Однако должного интереса к предложению город не проявил. Более того, были слухи, что, якобы этот «Фиат» станет конкурентом автозаводам в Ижевске и Тольятти. На этом, к сожалению, с «Фиатом» все и закончилось. Если посмотреть на этот вопрос с сегодняшних реалий, то это предложение могло решить целый ряд проблем города Нефтекамска.
Еще одним, не столь грандиозным, но интересным был проект строительства канатной дороги через р.Каму. В связи с освоением Вятского месторождения нефти в Удмуртской республике возникла потребность доставки материалов и работников на противоположный берег реки Камы. Сезонные перевозки на пароме и теплоходах летом, а зимой по Камскому льду, не в полной мере удовлетворяли нефтяников. В осенне-весеннюю распутицу приходилось заказывать вертолет для доставки на работу и обратно сотрудников, проживающих на башкирском берегу реки. Поэтому было принято решение о строительстве канатной дороги через р.Кама для обеспечения круглогодичной перевозки людей независимо от погоды у с.Николо-Березовка. Для ускорения строительства был оформлен депутатский наказ руководителю НГДУ «Арланнефть» всеми уважаемому Н.С.Князеву. Однако государство, в лице чиновников разного уровня, посчитало, что данный проект не является вопросом острой необходимости, и не обеспечило его финансированием.
В свете событий сегодняшнего времени, когда страна делает ставку на внутренний туризм, на канатную дорогу можно посмотреть с другой стороны – туристической! На р.Кама напротив Николо-Березовки в Каракулинском районе у деревень Боярка, Сухарево, Галаново сравнительно высокие берега, на которых можно построить лыжную трассу для зимнего катания и дома отдыха с пляжными зонами на летний период. Тем более что есть положительный пример строительства Магнитогорским комбинатом Челябинской области горнолыжных трасс в Абзаково на территории Республики Башкортостан. У нас здесь для этого есть все условия: красивая природа, энергичное руководство, горы для катания на лыжах, песчаные пляжи и социальные программы республик Башкортостан и Удмуртии с финансированием, направленные на обеспечение здорового образа жизни населения. Учитывая «Розу ветров», представляется, что лыжная трасса может пройти вдоль берега с юга на север, чтобы ветер дул в спину, а не в лицо спускающимся лыжникам. Гравий для планировки трассы есть на дне Камы. Прежний проект канатной дороги можно привязать к местности для перевозки отдыхающих к лыжной трассе. Канатная дорога – это несколько опор, мало чем отличающихся от опор ЛЭП, и тросы с кабинами для пассажиров. Установить подъемник, который производится в России. Кроме того, в условиях меняющегося климата желающих посетить «Камскую жемчужину» будет более чем достаточно. Очевидно, что большинство жителей Николо-Березовки, Каракулино, Нефтекамска, Янаула, Агидели и других населенных пунктов предпочтут местный отдых нежели Сочи, Домбай или Абзаково для катания на горных лыжах. К примеру, на строительство лыжных трасс в Шерегеше в Сибири, планируется инвестировать миллиарды рублей.
Для начала создать совместную комиссию и решить вопросы распределения объемов заданий для сторон, с указанием конкретных работ, сроков, исполнителей и т.д. Но это уже другая история, которая, хотелось бы надеяться, будет иметь продолжение.