В заключение письма Ш-н привёл для примера несколько остановок «восьмёрки» и «девятки» без табличек.
По получении обращения проверил все названные читателем адреса. Все девять, как сообщил Ш-н, действительно оказались без табличек.
Для надёжности выводов обошёл также не упомянутые в письме наиболее популярные остановки. И вот что там выявил. Из пяти «умных остановок» информационная табличка имеется только возле одной - «Кинотеатр "Октябрь"». У десяти наиболее массовых остановок («Центральный рынок», «Автовокзал», «Поликлиника», «Дзержинского») счёт оказался ничейный – 5:5.
Необходимое пояснение. Я проверял только наличие «жёлтой» таблички. Её содержание - соответствие графика движения реальному положению дел - не проверял.
За комментарием обратился к директору НПАТП.
Альберт Нурисламов в беседе признал, что такая проблема существует:
- Как минимум дважды за год выезжаем и проверяем. Фиксируем, где табличек нет, и восстанавливаем. Изготавливаем таблички на предприятии.
Причина утраты табличек – вандализм. В то же время поднимать их в целях защиты на недоступную для вандалов высоту нельзя. В таком случае текст становится нечитаемым, и прежде всего старшим поколением.
Спросил директора:
- Мне на остановке пассажир с помощью смартфона подсказал время прибытия очередного рейсового автобуса. Может, теперь НПАТП «уходит» от архаичных картонных табличек в пользу цифровизации и смартфонов?
- Да, данный способ нами используется. Регулярно загружаем справочную информацию в Сеть. Пользователи имеют к ней свободный доступ.
Только параллельно обязательно действует традиционный вариант информирования пассажиров. Ведь значительная часть населения продолжает пользоваться именно таким вариантом. Действующая позиция государства относительно информационных табличек изложена в ГОСТ Р 58287-2018: «Информационная табличка на остановке должна содержать: наименование остановочного пункта; номера маршрутов; расписание для всех маршрутов».
Теперь насчёт «рукописной» таблички на остановке «Поликлиника». Мы, конечно, там обязательно установим стандартную табличку. Но сам факт, что наши сотрудницы её создали, говорит за то, что пассажиры постоянно спрашивают.
ВЫВОД
Недавно «Красное знамя» рассказало о бездействующей автобусной остановке на Берёзовском шоссе в районе ТЦ «Индиго». Женщина там изрядное время впустую прождала автобус в Берёзовку, но даже не предприняла попыток прочитать, что написано на «жёлтой» табличке. Тогда бы она не потратила столько времени. На той табличке было указано, что остановка называется… «Машиностроительный колледж».
Короче, нередко пассажиры относятся к жёлтой табличке, как к пустому месту. Исключение – жители микрорайонов Восточный и Ротково, здесь автобусы ходят с промежутком в один час, и актуальная информация о расписании автобусов для них очень важна.