Тема для жителей Нефтекамска отнюдь не чужая, поэтому наше издание направило на мероприятие корреспондента.
По Камбарке до места митинга доехал легко. Никуда не сворачивал, двигался по главной дороге, а когда доехал до заводского пруда, понял, что двигаюсь в правильном направлении (накануне смотрел карту Камбарки и запомнил водоём). И, действительно, менее чем через 500 метров увидел ограду так называемого Старого кладбища и на пустыре под ним – несколько флагов.
К слову сказать, никакого стадиона «Юность» в натуре нет, хотя на карте он тоже показан. Место митинга – самая настоящая окраина. С одной стороны пустырь ограничивает забор Старого кладбища. С двух других – гаражные боксы. Четвёртая сторона – улица Суворова.
В центре площадки стоит большегрузный автомобиль без кузова. На платформе – митинговая площадка: стол, микрофоны, флаги, динамики. Там же навес для технического персонала. Много «наглядной агитации». Более десятка телекамер и не меньше профессиональных фотоаппаратов. Плакаты с лозунгами: «Росатом»! Храни ядерные отходы в своих кабинетах!», «Мы говорим: «Нет!» переработке опасных отходов в Камбарке», «Мы – за будущее наших детей! Мы против ядерной свалки в Камбарке!» и т.п.
Во время митинга в Камбарке. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».
Народу было много. Я сфотографировал с верхней точки зрителей и попробовал подсчитать по фотографии. Подсчёт показал, что порядка 1000 человек было. По данным, опубликованным в Интернете, в настоящее время в г. Камбарка проживает 10 тысяч человек. Иными словами, в мероприятии участвовало около 10 процентов взрослого населения. Чтобы цифра стала понятнее, представьте мероприятие в Нефтекамске с участием 15 тысяч человек. Не думаю, что такой сход граждан городские власти, а также представители Уфы проигнорировали бы. Здесь же власти такое масштабное собрание обошли вниманием.
На мероприятии выступило семь человек. Не все фамилии выступающих называли. Приведу основные тезисы их выступлений на митинге:
- 10 апреля 2019 года подписано постановление РФ о том, что в стране будут перепрофилированы несколько объектов. На эти цели выделено 5 миллиардов рублей. В Камбарке предприятие планируется открыть на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия. И это всё – без общественных слушаний, чего требует закон.
- При попытке узнать, что конкретно будут утилизовать на заводе, нам отвечают: «Проекта ещё нет». Но ведь существует техническое задание на проектирование, в котором всё должно быть прописано. Но к нему нас не допускают.
- Вызывает опасения близость планируемого завода по переработке отходов I-II класса опасности к жилым районам города. Представитель «Росатома» заявил, что от бывшего объекта по уничтожению химоружия им нужны только стены, содержимое они полностью заменят своим. Тогда стройте где подальше!
- Раз фактически проекта завода сегодня не существует, из-за этого возникает подозрение, что сюда повезут радиоактивные отходы. Как знаем, Челябинский завод по переработке топлива атомных подлодок первого поколения не справляется. Не планируют ли везти его в Камбарку?
- Почему официально совершенно не говорится о мерах безопасности при утилизации отходов? Всё же объект I-II классов опасности...
- Отсутствует информация о строительстве объектов соцкультбыта в связи с развёртыванием нового предприятия. Будут ли выплачивать населению какую-либо компенсацию?
- Мы переживаем за своих детей, внуков. Нам хватило одного химзавода. Непонятно отсутствие на нашем массовом мероприятии в связи с планируемым строительством завода руководства Камбарки и Камбарского районе. Или они что-то знают такого?
Меня, как жителя Нефтекамска, который, согласно дорожному указателю, находится в 22 километрах от Камбарки, размещение опасного производства, конечно же, напрягает. Уверен, так думают не один и не два человека. Не случайно здесь, на митинге в Камбарке, было несколько наших активистов. Но я против, чтобы кто-то использовал моё напряжение в своих целях. А у меня есть твёрдое убеждение, что большую экологическую проблему «оседлали» политики.
Обратил внимание на следующее обстоятельство – экологический по сути протест жителей «возглавили» не «зелёные», а определённые партии. И последовательно переводили тему на политические рельсы. Доказательства? На мероприятии активно работали распространители партийной газеты, в которой ни слова про планируемое опасное производство. Трибуна была драпирована не только экологическими, но и политическими лозунгами.
Чем закончился митинг? Через полтора часа, по итогам митинга, была принята резолюция. В ней предлагается провести в Удмуртии референдум о строительстве в Камбарке завода по переработке отходов I-II классов опасности.
Наша газета продолжит отслеживать животрепещущую тему.