А поскольку проблема безопасности утилизации опасных отходов очень волнует жителей Нефтекамска в связи со строительством вблизи завода по переработке таких отходов, то вопросы, адресованные известному экологу, конечно же, были связаны именно с этим. Как показал разговор, экологи прекрасно осведомлены, о том, что происходит в этой области, и внимательно следят за развитием событий. Причём своей главной задачей в происходящих процессах они считают именно обеспечение безопасности для людей и окружающей среды.
Александр Константинович поведал о том, что сегодня происходит с отходами в нашей стране:
- Отходы бывают разные. Мы до сих пор занимались отходами, которые связаны с радиоактивными и ядерными отходами – это наиболее опасная часть отходов. Вторая часть отходов, которая относится к разряду опасных, - это отходы первого, второго класса опасности. Сюда входит 444 наименования, конечно, я их все не перечислю, но их можно посмотреть в соответствующем каталоге. Если говорить о простых и доступных людям вещах, то сюда относятся те батарейки, которыми мы все пользуемся в быту, люминесцентные лампы, градусники, содержащие ртуть, мобильные телефоны, компьютеры, автомобильные аккумуляторы и т.д. До сих пор в нашей стране не существовало системы, которая бы контролировала бы весь этот процесс обращения отходов первого и второго класса опасности, начиная от их возникновения, транспортировки, временного хранения, переработки и заканчивая их утилизацией.
Сейчас руководством страны и президентом поставлена задача такую систему безопасного обращения отходов первого второго класса опасности создать. Для нас во всем этом ключевое слово – БЕЗОПАСНОГО.
Итак, в первую очередь, надо было построить государственную информационную систему для контроля за отходами – сколько отходов образуется, где они образуются, куда перемещаются, кто эти отходы в конечном итоге получает, где они обезвреживаются или перерабатываются. Потому что когда мы начали изучать этот вопрос, взяли статистику, то поняли, что государственная статистика, которая есть на данный момент, практически ни о чем не говорит. Государственная информационная система, которая будет построена, позволит иметь открытый доступ к тому, что происходит с отходами первого и второго классов опасности в любом регионе страны.
Второе – надо было решить вопрос, кто за все это будет отвечать. Потому что на данный момент отвечают все и никто. Имеются коммерческие предприятия, занимающиеся хранением или утилизацией отходов, которые появляются, исчезают, и понять, кто и чем из этих коммерческих предприятий занимается, сколько их, очень сложно. Имеются предприятия, которые производят эти отходы. Так вот принято решение, что необходимо со стороны государства создать оператора, который бы контролировал всю деятельность всех этих предприятий – на примере того, как это сделано по радиоактивным отходам. По радиоактивным отходам есть национальный оператор – РосРАО - он все, что касается радиоактивных отходов, контролирует, у него есть задачи, которые определены законом. Точно также необходимо сделать здесь: назначить федерального оператора, законом установить ответственность и обязанности этого федерального оператора, и спрашивать с него за все. Но это не означает, что у нас закроют те коммерческие предприятия, которые уже существуют. Они будут работать таким образом, что их деятельность будет контролироваться. Пожалуйста, работайте, извлекайте прибыль, но в плане безопасности того, что вы делаете, – это будет контролироваться федеральным оператором.
Третье – надо было создать государственные заводы по переработке отходов первого и второго классов опасности. Было решено на первом этапе использовать эти 4 завода, которые раньше занимались утилизацией химического оружия. Процесс утилизации химического оружия завершен. Заводы были в свое время построены, туда было вложено большое количество ресурсов, и российских, и иностранных. И сейчас, после завершения работ по ликвидации химоружия, принято решение переоборудовать заводы под задачу обезвреживания отходов 1, 2 классов опасности (то есть не те технологии будут использоваться, которые использовались при переработке химоружия, а новые технологии).
На данный момент федеральный оператор назначен: на базе РосРАО будет выстроен новый федеральный оператор. Некоторых людей смущает этот момент – почему именно РосРАО, если речь не идет о радиоактивных отходах? Поясню. Когда решали это, встал вопрос – у каких министерств или государственных корпораций есть опыт подобной работы? Оказалось, единственный, у кого есть опыт деятельности по обезвреживанию и захоронению особоопасных отходов, это Росатом. РосРАО – регоператор по обращению с радиоактивными отходами – это структура Росатома. Поэтому было решено на базе РОсРАО создать федерального оператора по контролю за оборотом отходов 1, 2 класса опасности. Сейчас там приходят новые люди – специалисты в области обращения с отходами 1, 2 классов опасности (это не те люди, которые занимались радиоактивными отходами). В принципе РосРАО используется как база, как площадка создания федерального оператора.
- Известно ли вам, с какой площади будут собираться отходы 1, 2 классов опасности, относящиеся к одному определенному заводу: будут ли это 3-4 региона, или больше? Или это пока неизвестно?
- Нет пока четких определений – с какой территории будут свозиться отходы на тот завод, который рядом с вами. Сейчас нужно посмотреть на ту статистику – где, что нарабатывается, и сколько, и это одна из причин, почему было решено организовать централизованную систему по сбору данной информации – это как раз задача федерального оператора. Насколько мне известно, заводы, о которых идет речь, планируется запустить в 2024 году, так вот до этого времени, думаю, будет определено, какой завод и что будет перерабатывать, сколько, с каких территорий, куда будут перемещаться отходы, как, кто будет перемещать, кто будет отвечать за безопасность всех этих перемещений. Должен быть установлен также перечень тех, кто нарабатывает отходы.
- На данный момент нет системы разделения отходов для населения – будет ли выстраиваться эта система?
- Это задача населенных пунктов, местного самоуправления. Допустим, в Санкт-Петербурге уже во многих местах организован сбор батареек, к примеру, в том числе в тех магазинах, где эти батарейки продают. Но вторая задача – это убедить население не выбрасывать такие отходы в ведро, а приносить их в места специализированного сбора. Это задача всех – начиная со школ, СМИ, общественных организаций. Это очень сложная задача, но необходимая, и ее надо решать, потому что одно дело, если ты бумажку выбросил в неположенном месте, и другое – градусник или батарейку, потому что в последнем случае идет речь о нанесении вреда и окружающей среде, и человеку.
- Главный вопрос, который волнует людей, – это вопрос безопасности предприятий, которые будут заниматься утилизацией этих отходов. Насколько стоит волноваться тем людям, которые живут рядом с этими заводами?
- Безопасность должна быть гарантирована – и для тех, кто будет там работать, и для тех, кто будет рядом жить. Сейчас люди никому не верят: они хотят сами все это посмотреть, увидеть, пощупать. Задача национального оператора – организовать прозрачный доступ к информации для населения.
Я вот сейчас смотрю: появились технические задания на разработку технологий по переработке отходов 1,2 класса опасности, и вот в этих техзаданиях прописываются все условия для обеспечения безопасности этих предприятий. Потом будет проект, будут подготовлены материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами для получения лицензии, в которых будет обозначена и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС – международный термин, который характеризует комплекс действий, направленных на определение характера, интенсивности влияния на окружающую среду и возможных экологических последствий от предполагаемой хозяйственной деятельности). Все эти документы будут обнародованы на официальных сайтах, чтобы любой желающий мог с ними ознакомиться. Потом будут общественные слушания по проекту. Вот перед тем, как прийти на эти общественные слушания, я бы посоветовал вашим общественникам ознакомиться с этими материалами, особенно с ОВОС. И тогда на общественных слушаниях они могут задать все свои вопросы тем специалистам, которые готовят проект, – как будет обеспечиваться безопасность, возможны ли какие-то выбросы, как будет контролироваться состояние окружающей среды и т.д.
Со своей стороны могу заверить, что мы тоже держим все происходящее под контролем. Задача общественных экологических организаций вроде нашей – сделать так, чтобы общественность и СМИ могли получить всю необходимую информацию, чтобы все было ясно, прозрачно и можно было бы убедиться в том, что все это безопасно. Безопасность - это первое, все остальное, в том числе бизнес, деньги, – это уже потом.