Она сидит у окна, сложив перед собой натруженные руки. Её взгляд всматривается в каждого проходящего, пытаясь разглядеть знакомые черты, но, увы, а губы шепчут: «Сыночек, я жду тебя…». Память, подобно киноленте, прокручивает кадры её жизни.
Детство выпало на военные годы. Отца забрали на фронт в первые дни войны. Вскоре пришла похоронка: эшелон разбомбили, когда он ещё не доехал до линии фронта. В семье осталось пятеро детей: мал мала меньше. Все женщины в колхозе работали от зари до зари за горстку муки. Было голодно. Собирали в поле колосья, ели лебеду и крапиву. Но все дети выжили.
Выросшая в это суровое время, своих детей она старалась оградить от неприятностей, бед и тревог. Все они получили достойное образование, чего уж говорить о воспитании – всю душу вложила в своих кровиночек. Ей на радость они выросли честными, порядочными людьми, создали семьи. В такой дружной и большой семье и старость будет в радость! Материнское сердце билось счастьем, неудержимым счастьем, пока не постучалась в этот дом беда.
Человеческая память, даже в самые мрачные дни, стремится отыскать светлые моменты. В её памяти хранятся мгновения, которые каждый раз напоминают ей о нём, о родном младшем сыночке.
Далёкий февраль. Роддом. Её сын появился на свет. Врач, показывая ребёнка, произносит: «Ваш малыш родился в рубашке, счастливым будет…». Она, улыбаясь, прижимает сыночка к груди… Она помнит его первое «ма-ма», его первые неуверенные шаги, его первые падения. Но малыш с упорством вставал и продолжал шагать.
Он был пятым ребёнком в семье. Любви и внимания ему доставалось больше остальных, так уж бывает. Мать любила повторять, что младшие дети будут заботиться о родителях в старости, но судьба распорядилась иначе…
Быстро пролетело время, позади остались школьные годы, учёба в военном училище. Молодой красивый лейтенант в военной форме – мечта многих девчонок! Одна зацепила-таки сердце молодого лейтенанта – отгремела весёлая свадьба. Молодые вместе уезжают в военную часть. Время летит ещё быстрее – вот и первый отпуск. Мать, считавшая дни до этих счастливых минут, не может сдержать слёз радости – сынок приехал! Пуховая шаль, привезённая в подарок для неё, родной матери, будто бы предназначена для того, чтобы «обнимать» её в те моменты, когда не будет рядом любимого сыночка. «Пусть тебе всегда будет тепло, родная!», – произнесёт он, ласкового заглянув ей в глаза.
Мать ждала сына в очередной отпуск, но отпуск затягивался… Война на Северном Кавказе набирала обороты. Сводки были неутешительные: кровопролитные бои, теракты со стороны боевиков, тяжёлые потери российской армии. Ожидая хоть каких-то утешительных вестей, она с надеждой включала телевизор и смотрела программу «Время». Она сильнее сжимала руки и молилась: всё будет хорошо, сыночек родился в рубашке, он счастливый…
Три ночи подряд ей снится один и тот же сон: сын приходит к ней, смотрит на неё грустными глазами и уходит, не оборачиваясь… Она бежит за ним, пытается догнать, но её останавливают и говорят: «Тебе ещё рано!». От напряжения и страха она просыпается, сердце учащённо бьётся, на душе тревога. Что бы значил этот сон? Что бы он значил?
В тот страшный день этот сон явился уже днём, где тяжёлым набатом звучали слова: «Ваш сын геройски погиб, исполняя воинский долг». Мать слышала слова, прекрасно слышала. Но не могла понять их смысл, не могла принять их. Ноги и руки стали ватными, не хватало воздуха, дышать стало нечем, земля ушла из-под ног… Это был тот страшный день, когда её материнское счастье разлетелось на тысячи осколков; день, когда её жизнь разделилась на «до» и «после».
Память жива счастливым прошлым. В настоящем – сердце сжимается от боли, несправедливости, раны, которая не заживёт никогда. Прошло двадцать долгих лет, но боль не проходит, она на время затихает, возвращаясь по ночам. Сколько же в её сердце живёт нерастраченной любви – любви к тому самому малышу, который был рождён для счастья, который был рождён счастьем!.. Все эти годы она продолжает нести неподъёмную ношу памяти.
Она частенько сидит у окна, укрыв свои исхудавшие плечи пуховой шалью. Взгляд её, задумчивый и тоскливый, устремлён вдаль. Губы беззвучно шепчут: «Сынок!..». Пока она жива, её сердце не смирится с этой утратой, сколько бы времени не прошло. Она всегда будет ждать, помнить и любить…