-15 °С
Облачно
ВКОКFBInstaTikTok
Все новости
Зарисовка
10 Августа 2020, 13:43

Прабабушкины меры

И кто это придумал, что воспитывать нужно ремнём, розгами, в угол ставить на горох или гречку коленками, а потом, чтоб читали молитву и просили прощения? Моя прабабушка считала, что воспитывать надо убеждениями, своим примером без каких-либо телесных наказаний.

Прадед считал, что в чем-то прабабушка права, но и подзатыльник будет не лишним, иногда даже очень полезным. И тут же приводил в оправдание такие аргументы, как воспитание великого скрипача Паганини, писателя Максима Горького, не забыл, как не раз секли в детстве Ивана Тургенева за свободные высказывания. Да мало ли можно привести примеров! Правда, эти порки не производили желаемого результата, но такие были приняты меры воспитания и в бедных, и в знатных семьях.
А вот прабабушка считала, что нужно убеждение, причём долгое и терпеливое, чтобы ребёнок понял, что он был неправ. И учёности-то у неё не было, и диссертацию не защищала на звание педагога, а воспитывать умела.
Как-то собралась она на рынок кое-что прикупить, а тут правнук Ванечка: «Возьми меня с собой». «Ну да ладно, - сказала она. - Собирайся, пойдём, посмотришь на людей, себя покажешь».
Шли лесом, полем, больше молча, но иногда прабабушка показывала на полезные травы, цветы и поясняла как могла их полезность. И вдруг на дороге блеснула подкова. «Это что, лошади на копыта, как обувь, прибивают?», - спрашивает Ваня. Она и говорит правнуку: «А ну-ка подними, авось, пригодится. Смотри-ка, новая, ещё не стёртая». Ванечка посмотрел на неё искоса и говорит: «Вот невидаль, да кому она нужна-то!».
Прабабушка хмыкнула, остановилась, нагнулась, подняла молча подкову и положила в свою торбу.
- Ладно, посмотрим, - ответила она и так же молча пошла дальше.
В полдень они дошли до центрального села. Прабабушка огляделась вокруг и, увидев мастерскую, на двери которой был нарисован конь, направилась туда. Правнук, уже подуставший от дороги, нехотя направился за ней.
Подойдя к мастерской, она вынула подкову и протянула её кузнецу, вышедшему ей навстречу. Он внимательно посмотрел на подкову и бросил её в кучу железного хлама, а старушке протянул серебряный гривенник, на том и расстались.
Правнук удивился и подумал: «А ведь я бы мог и сам заработать этот гривенник, если бы послушался прабабушку».
Они молча направились к торговым рядам. Сделав всё намеченное, прабабушка напоследок купила на гривенник кулёк крупной спелой вишни. Ванечка ждал, когда же бабушка угостит его сладкой ягодой. Но она словно не замечала его умоляющего взгляда, свернула кулёк и положила в отдельную сетку, что была в её торбе. Потом повернулась к правнуку и сказала, что теперь можно идти домой.
Сколько так шли, не помнится, только кулёк снизу от сока раскис, и с появившейся дырки вишенки начали падать на землю. Ванечка увидел и начал собирать их в свои маленькие ладошки. Набралась целая горсть. Бабушка давно заметила, как он её собирает, но продолжала свой путь. Тогда Ванечка сказал:
- Бабуля, что же ты, вишенки-то падают, я собирать их уже устал.
Остановилась прабабушка, ласково посмотрела на Ванюшу и говорит:
- Что же ты, внучек, в своё время-то не согнулся за подковой только один раз? Поленился поднять её, а теперь идёшь и мучаешься, кланяясь.
Понял Ванечка, что ему преподнесён урок воспитания, и запомнился он ему на долгое время без укоров и ремня. И с тех пор все просьбы старших исполнял он вовремя и без принуждения. Научился не только уважать старших, но и делать нужные выводы. Сейчас много хорошего говорят уже и о его внуках.

Рисунок: Елена Аллаярова, «КЗ».