+18 °С
Все новости
Зарисовка
24 Июля 2021, 18:29

Пермский край: завораживающее великолепие природы

Пермский край… Он так и манит в свои прекрасные места. Поэтому, когда стоял выбор, куда же поехать на выходные – в Челябинскую область, Белорецкий район Башкирии или Пермский край, я, не колеблясь, выбрала третий вариант.  Не особо люблю посещать те места, где я уже была. Не спорю, они очень красивые. Но ведь когда есть возможность открыть для себя что-то новое, согласитесь, в приоритете неизведанные места и нехоженые тропы.  И вот настал вечер пятницы. Рюкзаки собраны, припасы загружены, настрой боевой. Три машины, 12 человек, дружная и большая компания. Как говорится: «Алга».  Пермский край - не ближний свет. Ехать без малого 9 часов. Но расстояния меня никогда не пугали. Наоборот, поездки на авто я люблю больше всего.

Едешь, едешь, едешь… А за окном – леса, поля, горы, закат сменяется рассветом. В дороге своя атмосфера. Тут меня поймут, наверное, только те, кто любит путешествия и дальние дороги. Мы ехали всю ночь. И, представляете, все это время небо не угасало. Всю дорогу нас сопровождала «белая ночь». Картина просто завораживающая. Проехали такие города и поселки, как Куеда, Чернушка, Уинское, Кунгур, Пермь, Березники, Соликамск. И вот спустя 9 часов мы в Красновишерске, вблизи которого, собственно, и находятся замечательные места, которые мы собирались посетить. Приехали на место, перекусили, и вперед - покорять горы.

Еще на подходе к горе издалека видно, как величественно возвышается вершина горы Помяненный камень, останцы которой похожи на гребень огромного динозавра. Виды просто фантастические!

Идти до него пешим маршрутом 7 км в одну сторону. На первый взгляд кажется, что очень далеко, но, как говорится, глаза боятся, а в нашем случае ноги идут. Тропа протоптана такими же туристами, как мы. Метки на деревьях имеются, чтобы не сойти с намеченного пути. Единственное, есть один незначительный минус – места болотистые, временами кроссовки утопали в жиже. Но для походников-туристов это не помеха. Нас не остановят ни болота, ни жара, ни дождь, ни холод. Вот она – настоящая походная романтика!

Фууух… Преодолеваем последний подъем, и мы на вершине. Нашему взору открывается все великолепие Пермского края. Вблизи останцы кажутся еще могущественнее и величественнее. На горе, куда я поднялась, меня ожидал сюрприз. Я умудрилась встретить знакомых из Нефтекамска. Удивлению моему не было предела. Это ведь надо было проехать 650 км, чтобы, не сговариваясь, встретиться на вершине Помяненного камня. Чудеса, да и только. Традиционно пофотографировались и перекусили на вершине. А на свежем горном воздухе разыгрывается зверский аппетит, и обычная еда кажется необычайно вкусной.

Немного передохнули и тронулись в обратный путь. На спуске немного заплутали. Ну как же без приключений-то! Новый маршрут – да легко, вброд по бурелому и болотам – да пожалуйста. Без падений, конечно, не обошлось. Причем под собственный же смех. Зато было весело.

Тропу нашли, к счастью, и вернулись к машинам. Далее отправились на гору Ветлан, что возвышается у реки Вишера, и разбили лагерь прямо у подножия горы. Место очень живописное и красивое. Вода чистая и прохладно-бодрящая, поэтому по приезде я не раздумывая окунулась, усталость как рукой сняло. Появились силы, чтобы взобраться на отвесную гору.

Итак, Ветлан - очень крутая гора, представляет собой систему отвесных утесов. Высота всего 263 метра, но подъем на нее, думаю, заставит вспотеть каждого, а заодно проверить дыхательную систему на прочность. А кардионагрузка какая… Ммм… просто закачаешься. В прямом смысле этого слова. Но на вершине нашему взору предстают просто нереально завораживающие виды. Вдали на горизонте видна гора Полюд, до которой, к сожалению, мы уже физически просто не дошли, но зато полюбовались издали. Вдоль отвесных скал гордо протекает река Вишера. А середину реки ровным строем бороздят островки, очень похожие на корабли времен викингов. Когда-то здесь шел молевой сплав леса, в этих краях трудились репрессированные в 20-30-х гг. XX века люди. На память о тех годах остались стоять могучие срубы. Красоту здешних мест не описать словами. Сюда нужно ехать, чтобы воочию все увидеть.

Предстоял непростой спуск, я бы даже сказала, достаточно опасный. Вдоль всего спуска натянут железный трос, только крепко за него цепляясь, можно спуститься с горы. Нужно быть предельно внимательным и сосредоточенным, ведь одно неверное движение – и ты просто слетишь кубарем вниз. Нууу… Нагнала страху. Все нормально, спуск преодолен благополучно. Главное тут – верить в себя.

В лагере осталась большая часть нашей компании, которая к нашему приходу приготовила вкуснейший ужин: плов и салат. А травяной чай был приготовлен традиционно мной. Кстати, приготовлением пищи у нас занимались исключительно парни, что очень здорово. Недаром говорят, что мужчины - кулинары от Бога. А мы, девочки, только уминали все яства за обе щеки, не забывая при этом хвалить наших искусных поваров. Вишенкой же на торте была походная баня. Прямо там же, на берегу реки, стоит деревянный вагончик, в котором есть все необходимое, чтобы окончательно расслабиться после изнурительного похода. В парилке жарко так, что горят уши – поддавать даже не нужно. Напарившись, ты вылетаешь и окунаешься в прохладную реку… И в этот момент ты получаешь такое удовольствие от контраста температур, которое несравнимо с походом в обычную баню. И после нескольких подходов горячего-холодного тебя расслабляет окончательно. Сил хватает только доползти до палатки, и ты моментально засыпаешь на свежем горно-речном воздухе. Кайф же?!

На следующее утро просыпаешься в 10 часов (хотя по плану должны были проснуться в 5), но, учитывая степень усталости, мы еще рано встали. На завтрак – гречка с тушенкой, опять-таки приготовленная нашими парнями. Вот ведь ничего нет особенного в этом нехитром блюде, а на природе это самая божественная еда, уплетая которую можно отъесть ум вместе с языком. Сбор лагеря, памятное фото на месте – и вот мы уже едем на следующую локацию.

Голубое озеро, что находится близ Александровска, Пермский край. Вода в нем насыщенно бирюзового цвета, что не может не радовать глаз. Оказывается, это искусственно созданное людьми озеро – старый затопленный карьер. Но цвет воды в озере изумительный. Я смело могу его сравнить с озером Рица в Абхазии и Голубым озером в Башкирии. Мы арендовали катамараны и отправились бороздить просторы Голубого озера.

Виды с середины озера просто великолепные, а плыть на катамаране – одно удовольствие, плюс нагрузка на ноги. Окунуться я не рискнула. Вода здесь была намного холоднее, чем в реке Вишера, да и не было такой жары, чтобы хотелось освежиться. Поэтому мы покатались, отметились на фотографиях, после чего двинули в обратный путь, уже до дома. Но по пути решили еще заехать в Мертвый город, нам рассказали о нем и, естественно, мы загорелись. Раз проезжаем рядом – нужно посетить. Сказано – сделано.

Мертвый город или город-призрак Верхняя Губаха – местная достопримечательность и прекрасная возможность окунуться в историю. Возникла деревня Губаха в 1755 году. В 1928 году ей присвоили статус поселка, на тот момент численность населения составляла 20 тысяч человек. Здесь добывали уголь, производили кокс. Но из-за уменьшения добычи местных жителей переселили в Новую Губаху. Верхняя Губаха пришла в запустение, сегодня от населенного пункта остались лишь руины некогда процветающего административного центра. Когда-то здесь функционировали заводы, Дворец культуры, больница, кинотеатр, пожарная часть, стадион и многое другое. А самое главное украшение Верхней Губахи – Дворец культуры шахты имени Калинина. Это единственное здание, которое сохранилось лучше всех, оно является его неформальным символом. Естественно, мы изучили его вдоль и поперек. Знаете, гуляя по развалинам здания, испытываешь ощущение, что попал в то время, когда во дворце культуры ставили концерты. Прослеживается сцена, оркестровая зона, закулисье, гримерная. Но все это возможно увидеть, если подключить фантазию.

Еще из окна мы увидели прекрасные виды на небольшие скалы. И что вы думаете? Конечно, полезли на них. Мы же никуда не торопимся, домой нам ехать не нужно. Красивые, необычные и загадочные места так и манят к себе. Исследовать, посмотреть, полазить и сделать памятные фото. Ну и пошла цепная реакция.

С вершин скал мы увидели деревянные домики, похожие на Кижи (есть такой остров в Карелии, на котором все построено из дерева, без единого гвоздя). Поехали туда, как же такую прелесть оставить без внимания?! На месте выясняется, что, оказывается, это декорации, сделанные из дерева для будущего исторического фильма «Сердце Пармы». Кстати, хороший повод посмотреть фильм. Я люблю бывать в тех местах, где снимались фильмы. Например, я побывала на Усьвинских столбах, Пермский край опять-таки, где снимался фильм «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли. А пока, гуляя здесь, ты как будто сам оказываешься в воссозданной исторической среде. На входе в импровизированную деревню стоит поклонный крест. Далее сооружена самая настоящая защитная стена с воротами, башнями, окошечками, в которые видно врагов, например. А на возвышенности – церковь со строительными лесами. Видимо, таким образом показывается ее незаконченность. За церковью имеется пятачок, с которого открываются шикарные виды на поселок Губаха, на речку Косьву, как на ладони видны все постройки импровизированной деревеньки. Местные жители посоветовали нам посетить еще пару интересных мест, но нам уже давно нужно было возвращаться домой. И тут мы решили, что в Пермский край лучше ехать на неделю, чтобы успеть посетить как можно больше необычных мест.

До дома мы долетели за 6 часов. В Пермском крае трассы прекрасные, а машин минимум. Фуры практически не ездят. Но расстояние все равно утомляет. Правда, усталость приятная. Особенно, когда у тебя весь следующий день - восстановительно-отсыпной.

Вообще, многие, наверно, думают, что горы везде одинаковые, везде одни и те же глыбы, камни, скалы… Спешу развеять ваши домыслы. В каждой горе есть своя изюминка, своя душа, своя атмосфера. И, посещая раз за разом горы, ты это чувствуешь. Красота, которая открывается взору, – ее не передать словами, фотоснимками... Ведь когда ты сам оказываешься на вершине, на краю пропасти, обрыва или отвесной скалы – дух захватывает от того, насколько великолепна наша необъятная страна, какими богатствами располагает мать-природа. И мы обязаны все это беречь, сохранить для наших потомков.

Народ в Пермском крае простой, без пафоса. Много зелени. От заброшенных зданий веет историей. Каждая деревня, каждый поселок уникален тем, что в каждом из них есть свои достопримечательности и прекрасный вид на горы и скалы. Чего нет у нас. Вот поэтому я постоянно нахожусь в походах, в разъездах… В постоянном открытии чего-то нового и неизведанного.