Близился вечер, когда подъехали к старому скиту у города, чтобы набрать воды из освященного родника, о котором много слышал. Неожиданно дорогу преградил шлагбаум, выяснилось, что мы находимся в Хвалынском национальном парке. Охранник у ворот остановил нас, сказав, что за въезд нужно заплатить. Я объяснил, что собираюсь только взять воду, но оказалось, что источник находится на охраняемой территории. В итоге нам пришлось раскошелиться на пару сотен рублей. Чтобы деньги не были потрачены зря, решили осмотреть парк.
Пока ребята знакомились с достопримечательностями, узнал, что будущий живописец, родившийся в семье сапожника и домохозяйки, с детства проявлял интерес к иконописи. И, возможно, не раз бывал в этом ските.
Насладившись красотами исторического места, решили осмотреть и патриархальный волжский городок. Утопающий в зелени деревьев, он поразил нас булыжной мостовой и другими забытыми атрибутами былых времён. Ходя по его улочкам, словно ощутил себя в далёком прошлом. Кругом ряды старых лип, старинные кирпичные дома, окна которых украшены кружевными, богатыми резьбой наличниками.
Стоя на одном из высоких мест, увидел плывущий по реке сухогруз. Местный житель, к которому я обратился с несколькими вопросами, рассказал мне, что как раз в том месте, где он сейчас проходит, был когда-то остров. Там в 1550 году возвели форпост, но в пятидесятые годы прошлого века в связи со строительством Куйбышевской, а затем Саратовской электростанций, вода в реке поднялась, и многие населённые пункты ушли под воду.
Мой новый знакомый рекомендовал обязательно посмотреть памятник Петрову-Водкину, которым гордится город. Вскоре мы без особого труда нашли эту достопримечательность, последовав его совету. Изваянный из бронзы, он нас впечатлил. А увидел я словно живого молодцеватого человека с мольбертом за спиной, который опирается на велосипед.
Позже выяснил, что автор скульптуры Андрей Щербаков работал над своим творением три года. А именно таким он запечатлён в металле живописца, потому что тот был не только талантливым художником, но и большим романтиком. На велосипеде проехал от Москвы до Польши, преодолев не одну сотню вёрст. Бронзовая табличка на памятнике гласила, что этот путь Кузьма Петров-Водкин проехал за две недели, преодолевая ежедневно более 100 километров. При этом успевал ещё и сюжеты для будущих картин создавать, делать путевые зарисовки. А однажды даже подвергся нападению разбойников.
Не смогли удержаться мы и от посещения местного краеведческого музея. Более часа ходили по залам исторического здания и знакомились с удивительным миром старины.
Покидая на следующее утро этот уютный городок, подумал: зачем сегодня мы все стремимся в Турцию, Египет. У нас столько интересных и достопримечательных мест. Пожалуй, жизни не хватит, чтобы все посетить, увидеть. А посмотреть наше родное необходимо, чтобы понять наконец, как же нам повезло родиться именно в России. И испытать гордость за то, что подарила она миру столько талантливых людей.
Справка
Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынск под Саратовом. После 1917 года занимался преподавательской деятельностью, учил талантливую молодёжь азам собственной живописной системы. Помимо этого, писал портреты и натюрморты, которые называл не иначе, как скрипичными этюдами в преддверии концерта. В 1928 году Петрова-Водкина пригласили на Международную выставку искусств в Венецию. В 1936-1937 годах прошли персональные выставки художника в Москве и Ленинграде. Умер 15 февраля 1939 года, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.