+13 °С
Зарисовка
16 Августа 2021, 10:45

Место силы – Белорецкий район

Говорят, горы зовут тех, чья душа им по росту. Однозначно это именно так. В этот раз нас позвали горы Белорецкого района, и мы помчались навстречу новым высотам мощным составом команды «Атлеты-Моржи». Раннее утро субботы. Обожаю эти моменты походной суеты. Сборы рюкзака, подготовка снаряжения, чай с вкусняхами в дорогу. И неважно, выспишься ты или нет, главное – боевой настрой и сладкое чувство того, что ты такой не один, влюбленный до сумасшествия в походы. Нас таких собралась целая команда из 20 человек, жаждущих диких приключений. И вот рюкзаки технично, словно в игре тетрис, упакованы под завязку в багажниках, традиционное фото с точки старта Южного автовокзала, и мы едем навстречу новому и неизведанному. Первая остановка – водопад под названием Мужские слезы (также известен под названиями Асинский, Абзановский водопад), что находится недалеко от Уфы в Архангельском районе.

Водопад оправдывает свое название «Мужские слезы», ведь мужчины плачут крайне редко. Так же скуп на воду и этот водопад. У подножия водопада протекает река Инзер, и, чтобы добраться до него, нужно переплыть реку.

Мы приехали туда рано утром, было промозгло, сыро, стоял густой туман. Поэтому окунуться я не рискнула, хотя вода была достаточно теплой. Ребята обещали заехать сюда на обратном пути, поэтому много я не потеряла.

Двигаем дальше – доезжаем до деревни Шигаево. Здесь нашему взору предстает хребет Крака, впечатляющий своими видами и размерами. Вот завидую я белой завистью тем людям, которые живут рядом с такой красотой. Из окон домов каждый день открываются потрясающие виды.

По дорогам деревни на свободном выпасе гуляют табуны лошадей и стада коров. Все продукты свежие и свои. Местный колорит во всей красе. Вот не досталось мне в детстве романтики деревни, приходится наверстывать такими вот туристическими набегами. А еще местные жители разговаривают на незнакомом мне диалекте башкирского языка. Я, понимая татарский и башкирский языки, так и не разобрала, о чем они говорят. Ну да ладно, что-то я съехала маленько с темы гор.

Итак, хребет Крака имеет подковообразную форму протяжённостью 21 км. На мой взгляд, хребет и вовсе похож на огромную игуану или динозавра – и по цвету, и по форме, который свернулся калачиком и спит. А мы такие, толпой из 20 человек, топаем по тропе и чешем ему спину своими шагами. Подъем на него достаточно затяжной, поэтому не скажу, что легкий. Но чем выше ты поднимаешься, тем шикарнее и великолепнее открываются виды. Деревня, оставшаяся далеко позади, кажется совсем крошечной.

Тропа по хребту хорошо протоптана, и идти по ней очень удобно. Рельеф весьма разнообразен: скалистые склоны и плоские вершины. Южная сторона хребта практически степная и каменистая, северная сторона – лиственная, в основном с преобладанием игольчатых представителей можжевеловых, лиственничных, сосновых и еловых деревьев.

Я шла и все не могла понять, чем же так ароматно пахнет, пока меня не просветили, что под ногами растет горный чабрец. Удивлению моему не было предела. Правда, я не очень люблю эту траву, очень уж она ароматная для меня, если заваривать в чай. А идти и вдыхать запах травы – одно удовольствие. Чабрец я собирать не стала, зато набрала можжевельник, лиственницу и матрешку, что росли прямо вдоль тропы. Всегда стараюсь собирать горные травы, ведь они имеют свой неповторимый аромат, наполненный духом степей и горного ветра. По всему склону и подножию хребта растут необычайно прекрасные, причудливой формы синеголовники. Листья сине-сиреневого цвета у них резные и колючие, а сами цветы имеют идеальную форму шара, пушистые на ощупь и сине-сиреневого цвета.

У заядлых туристов-походников есть традиция – закладывать тайник в горах среди камней. На карте их видно по JPS-точкам. Это как сундучок с пиратскими сокровищами, только сокровища в нем оставляют сами туристы. Когда находишь такой тайник, чувствуешь себя кладоискателем и участником маленькой, но истории.

Тайник представляет собой небольшой бокс-контейнер с различными туристическими ништячками. Тут можно найти монеты, наклейки, значки, ленточки, браслеты и много еще чего, что завалялось в туристическом рюкзаке. Вещицы постоянно сменяют друг друга. Смысл этого тайника в том, что если ты что-то забираешь оттуда, то непременно должен что-то положить. К тайнику обязательно прилагаются ручка и блокнот, в котором фиксируется информация о тебе: имя, дата, что взял, что положил, и, конечно же, описать эмоции от происходящего и увиденного. Классно, да? Мне эта традиция очень понравилась. Я, конечно же, внесла свою лепту в жизнь тайника: взяла значок БГТО, а взамен оставила значок защитника киновселенной «Марвел» Доктора Стрэнджа. Ну все, тайник успешно спрятан обратно, идем дальше.

Проходим практически середину пути, подбираемся к вершине хребта, на котором имеется перевалочный пункт со столом, скамейками, чтобы отдохнуть и перекусить. Очень удобно, кстати. Так получилось, что наша компания разделилась на две группы. Первая убежала по навигатору далеко вперед – умудрилась пройти лишнего по хребту и дойти до деревни другим маршрутом. А мы же неспеша шли второй группой, периодически останавливались, чтобы сделать крутые фотки. А как иначе? Мимо таких шикарных видов просто так не пройти. Хочется каждый момент прекрасного запечатлеть в памяти и на фото, конечно же. У нас хоть и крейзи-походы, но созерцать прекрасное еще никто не запрещал.

Ежегодно хребет Крака собирает сотни бегунов на преодоление дистанции Kraka Race в 21 км, рекордное преодоление которой составляет 1,5 часа! Карл! Мы своим ходом прошли всего 14 км пути за 5 часов. Правда, мы часто останавливались, дабы прочитать таблички с очень нужными и правильными выражениями – стимулами, они были приделаны к деревьям и попадались навстречу, примерно через каждый километр. Интересно же! Одна из них мне особенно пришлась по душе: «Жизнь дается человеку только один раз, и я буду проживать ее так, как хочу я, а не так, как хочет кучка окружающих…» И подпись: «Палестинец». Некоторые надписи вызывали дикий восторг и смех. Например, плакат с мишкой «Беги!!!», от которого в шутку пришлось бежать. Или на отметке 7 км – «Ешки-матрешки, обратно уже тоже далеко!». На склоне - «А теперь можно уже бежать». А самый эпичный был указатель «В Дебри!», куда, собственно, и убежала наша первая группа. А мы свернули по указателю в деревню.

Теперь оставался только спуск с хребта и колоссальная нагрузка на колени. Благо я была в специальных трекинговых ботинках, и сцепление с землей в них было идеальное. Мы спускались и не переставали удивляться, что прошли весь хребет полностью, ведь на самом деле он огромен. Начали с одного края, вернулись практически туда же, просто в другую часть деревни. Уставшие, но довольные дошли до машин, перекусили. Кстати, тут же в магазине взяли на пробу местный кумыс. Обалденный, а главное - очень полезный напиток.

Ночевать поехали на Арский камень, к счастью, находился он недалеко. Местечко прекрасное и атмосферное. Небольшие отвесные скалы, у подножия протекает река Белая. Разбили лагерь, освежились в речке. Алексей Митаев, наш повар-кудесник, приготовил вкуснейший суп с фасолью и овощами. Я традиционно заварила травяной чай. Красота! Потрапезничали на свежем воздухе. И тут в наши светлые головы пришла идея: затеять ритуальные танцы с горящими палками-факелами.

Под песню из моего плейлиста «Ani Kuni» мы пошли в пляс, как шаманы. Возле скал кем-то до нас из камней был выложен круг-улитка. Мы решили, что это наше место силы. Атмосфера, конечно, была невероятная, волшебная, фееричная, сумасшедшая! Чувствуешь себя частью чего-то невообразимого и одновременно бредового. Со стороны, наверное, наши этнотанцы смотрелись крайне дико, зато было очень весело. Этот момент занял отдельное место в моей памяти. И, самое главное, весь наш танец был снят на видео, и это здорово. Вдоволь натанцевавшись, мы еще немного посидели у костра и отправились спать по палаткам.

Уже не раз замечаю, что, как бы мы ни уставали за день, даже если не спали ночь накануне, никогда еще такого не было, чтобы по прибытии в лагерь, мы сразу отправлялись спать. Когда сидишь возле костра, у тебя словно открывается второе дыхание, и ты сидишь до последнего, пока веки не начинают слипаться. Ночь проходит незаметно в уютной и просторной палатке. А для некоторых и вовсе под открытым небом. Проснувшись утром, ты понимаешь, что оно поистине доброе, раз ты проснулся с видом на такую необыкновенную красоту. Возле костра уже суетятся наши парни, готовят завтрак. А на завтрак у нас гречка с овощами, травяной чай и, вы не поверите, самые настоящие блинчики на костре. Ммм… Объедение. Не завтрак, а просто сказка какая-то. Нам в походе для счастья многого не нужно, всего лишь созерцать красоту природы и уплетать нехитрые походные яства, приготовленные на костре, на фоне всего этого великолепия.

Перед отъездом мы все-таки, решили забраться на Арский камень. По преданию, здесь когда-то была пещера, сам Емельян Пугачев спрятал в ней свое оружие и награбленные сокровища. Многие кладоискатели пытались найти спрятанное, но тщетно. А в 1970 году пещеру вовсе взорвали, вход в нее завалило. Теперь у подножия скалы лежат осколки внушительных размеров. Арский камень не очень высокий, но виды с него открываются замечательные. И, самое главное, с него видно гору Арвякрязь, куда мы, собственно, и отправились дальше.

Издали гора кажется очень высокой, складывается ощущение, что забраться на нее сложно и долго. Но мы подъехали максимально близко к подножию, так что подняться на нее оставалось всего ничего – 1 км. И вот мы на вершине горы с причудливым названием Арвякрязь. Честно, долго не могла запомнить название.

С вершины нам открылись невероятные виды на хребет Крака. И мы снова были поражены тем, что обошли его полностью! Отсюда он выглядел еще могущественнее и рельефнее, больше напоминал древнюю спящую рептилию. Здесь, на вершине, мы не сразу, но нашли очередной тайник. Счастью нашему не было предела. Этот тайник был побольше. Мы и на этот раз забрали себе памятные вещицы, взамен положили стоящие с обязательной записью в блокноте. Я, например, оставила протеиновый батончик, вдруг следующие туристы, нашедшие тайник, будут голодными.

Спустились мы с горы быстро, по пути обговаривали варианты, куда заехать еще, чтобы не поздно вернуться домой. Решено было заехать в пещеру Нукатскую, что находилась как раз по пути. Думали, что она лайтовая, одеваться тепло не стали и, как оказалось, зря. Ладно хоть фонарики взяли.

Подъем к Нукатской пещере оказался достаточно крутым, но мы легко по нему взобрались. Пещера имеет два просторных зала с заваленными тупиковыми входами внутри. Но самое интересное ждало нас, когда мы уже собрались выходить из нее. Сбоку был обнаружен неприметный лаз-шкуродер длиной 2-2,5 метра, а в высоту всего сантиметров 30. Пока пролазили в него, ощутили на себе давление холодных, сырых пещерных стен – и снизу, и сверху. Клаустрафобам делать там нечего, сразу говорю. И нужна особая техника проползания – гусеницей – иначе никак. Пролезли, слава богу, все. Вот тут нам открылась полная картина пещеры. Множество залов, лазов, ходов, разветвлений и... кромешная тьма с сырым холодом. Без хорошего фонарика тут делать нечего. Еще мы умудрились разделиться на две группы. Вот это, конечно, не есть хорошо. Заблудиться в таком случае – раз плюнуть.

Я, естественно, оказалась в компании, где меньше народу, и которая свернула немного не туда. В пещере ведь как: если ты ушел в другом направлении, то тебя уже никто не услышит. Да и разговаривать здесь громко нельзя из-за опасности обрушения пещеры от громких вибраций. Вот и ходишь, как мышка, тихо. Но, с другой стороны, я в итоге поняла, что не зря увязалась именно с этой безумной командой.

Бесстрашный Ильдар Лотфуллин, который был предводителем нашего приключения, каким-то чудом в нише пещеры нашел останки то ли горного, то ли пещерного медведя. Представляете, целый скелет с костями и челюстью с настоящими зубами и клыками. Похоже, он давно уже там лежит. Зубки-то мы, конечно, забрали себе на память. И тут мне стало жутко, а вдруг эти животные бродят здесь до сих пор. Брр… Еще я начала понимать, что мерзну, поскольку была одета в футболку и шорты. Ну не ходят в таком виде по пещерам! А кто же знал, что нас буквально засосет пещера. И забрались мы уже достаточно далеко и глубоко.

Наших же первооткрывателей все манило вперед изучать пещеру дальше. Счет времени в пещере теряется моментально. Никакие уговоры не действовали, чтобы повернуть обратно и идти уже к выходу. Благо, чувствуя, что нас уже долго нет, на наши поиски отправились ребята из оставшейся группы. Ох, как я рада была их видеть и слышать! Тут же повернули обратно, выбравшись наконец на свет, на свободу и в тепло, с зажатым на память медвежьим зубом в руках. Эмоций было море, адреналина еще больше. Нас нарекли потерявшимися. Оно и понятно. Лазили неизвестно где, нашли неизвестно что, а главное, пропали часа на два точно. Решили в следующий раз приехать уже на целый день, подготовленными, экипированными и обязательно с картой, чтобы не заблудиться. Из пещеры все вышли чумазые с ног до головы. Хорошо, что рядом протекала речка, хоть смыли пещерную грязь.

Спуск был еще веселее. Крутой, опасный, камни летят, пыль столбом. Ну а когда нас это останавливало?! Чем сложнее, тем лучше для нас.

Все два дня нашего путешествия была классная солнечная погода, светило солнышко. И тут по пути домой полил освежающий дождь. Прям вовремя.

На обратном пути, как и задумывали, заехали на Абзановский водопад. И тут я уже не упустила возможность окунуться и проплыть реку, чтобы воочию увидеть заветный водопад. Зрелище, конечно, непередаваемое. Струи ледяной горной воды с высоты шести метров впадают в реку Инзер. Получается своего рода контраст холодного и теплого. Ты становишься под эти ледяные струи, организм выдает феерию чувств и эмоций, ощущение такое, что промерзает даже мозг. Тут же, не раздумывая, окунаешься в Инзер, вода в котором кажется парным молоком после морозного водопадного душа. Вот это полная перезагрузка и прекрасное завершение нашего путешествия!

Не особо люблю этот момент, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Я благодарна всем и каждому за этот поход, богатый на невероятные открытия, сумасшедшие приключения, непередаваемые эмоции, новые знакомства и, конечно же, неиссякаемый юмор. За дружное покорение высот, этнотанцы под звездами, вкуснейшую гастрономическую еду, сплоченность, общие интересы, позитивные мысли, безграничную фантазию и прекрасных людей, объединенных одной целью – покорением прекрасного. Спасибо огромное нашему организатору Вячеславу Рычапову, благодаря которому мы все стали счастливее на одну достигнутую цель и реализованную мечту. А когда сбывается одна мечта, то обязательно появляется другая.