+13 °С
Зарисовка
31 Октября 2021, 11:45

Челябинская область. Хребет Юрма. Озеро Тургояк

Золотая осень в горах – это особенное время. Когда ночью землю окутывает морозец, а днем светит по-осеннему теплое солнышко. За окном уже октябрь, и в выходные хочется посидеть дома, укутавшись в теплый плед, с кружечкой ароматного чая или какао, залипнуть на сериале… Но это – не про нас. Мы же, собравшись компанией «По кочкам, по горкам», решили с пользой провести длинные выходные.

На вершине хребта Юрма.

Мои любимые предпоходная суета и сборы. И, несмотря на ранний выезд, я еще умудрилась в пятницу вечером сходить поиграть в большой теннис. Скажем так, размяться перед походом. Три часа ночи, точка сбора, стартовое фото – и «алга» (в переводе с башкирского – вперед) покорять неизведанное. Не стала я почему-то надевать теплую зимнюю куртку, хотя мысли были, ведь все-таки осень. Да и в походах одеваться как капуста ни к чему. В общем, пока ехали, температура за бортом опускалась аж до -60С. Бррр…! Вот я замерзла как суслик, хотя вовсе не из мерзляков. Ехала и думала, как в горы-то идти, раз так холодно. Благо это было время рассвета, а оно, как известно, всегда самое холодное. Солнышко вышло, и стало намного теплее, я даже успела окунуться в сладкую дрему по дороге. Спустя восемь часов езды мы наконец прибыли в пункт назначения.

Челябинская область, город Миасс, поселок Тургояк. Почему именно сюда? Здесь в живописном местечке находится красивейшее и чистейшее озеро Тургояк. Но о нем чуть позже. Приехав, мы сразу же заселились в деревянный домик. Честно, было желание все-таки по-настоящему, по-походному поставить палатку и хоть раз попробовать уже переночевать в ней в минус. Но большинство ребят было за ночевку в домике. Плюс с нами были еще дети, поэтому вопрос с палаткой отпал сам собой. Но сей вопрос меня не покидает, и я таки дождусь момента и осуществлю задуманное.

Домик оказался на удивление уютным, очень большим, теплым, с огромной кухней, гарнитуром, сделанным из цельного дерева, что крайне редко в наше время, и с множеством посуды. То, что нужно для большой компании. Наскоро перекусив, мы отправились в намеченные нами горы. Доехали до отправного пункта на машинах, а дальше – пешком 10 км в одну сторону. Это, в принципе, не так много, но и не мало. Скажем так, это золотая середина для походника-туриста, чтобы успеть за день пройти намеченный маршрут, почувствовать приятную усталость каждой клеточкой своего тела, насладиться пейзажами вокруг и понять, что не зря ты затеял путешествие. Тропа обозначена метками, сбиться с нее практически невозможно. Навстречу попадаются такие же походники, как и мы. Друг друга мы традиционно приветствуем, как бы говоря: «Э-ге-гей! Мы не одни тут ходим, сошедшие с ума от горной красоты». Погода выдалась на удивление прекрасная: тепло, сухо и светит солнышко.

Идешь и диву даешься. Буйство осенних красок радует глаза. Под ногами шуршат листья, и ты идешь словно по мягкому золоту. Воздух пропитан терпким ароматом опавших листьев, мерзлой травы, талым инеем, деревьями, готовыми отправиться в зимнюю спячку. Рядом топает твоя веселая компания, и ты даже не замечаешь, как пролетают 10 км пути. По дороге мы встречаем родник. Интересная, я бы даже сказала своеобразная конструкция – труба закопана в землю вертикально, и из нее вытекает чистейшая и вкуснющая горная вода. Пить и не напиться. С трудом оторвавшись от родника, мы доходим до подножия хребта и видим, что он частично покрыт снегом. Настоящим снегом, представляете?! Удивлению и восторгу моему не было предела. То есть здесь в горах в гости уже заходила настоящая зима. И ведь он не растаял сразу, как это бывает у нас в городе. Он лежит на склонах, на курумниках чистый-пречистый, и оптимальная температура позволяет созерцать снежные диковинки. Я не сдержалась – погрызла его, прям как в детстве. И структура снега необычная, как будто его настругали тесаком. Я вижу такое воочию впервые, поэтому для меня это своего рода открытие, хотя в горах ранний снег – это обычное явление.

И вот мы на вершине хребта Юрма. Его еще называют воротами южного Урала. Высота составляет 1003 метра над уровнем моря. Представляет он собой груду курумников (больших камней-валунов), а на вершине его возвышаются огромные скалы-останцы причудливой формы с необычными названиями: «Чёртово городище», «Чертовы ворота», «Южные ворота», «Крепость». Скалы рассечены трещинами, имеют форму кладки, как будто сама природа выстроила их. А какой шикарный вид с них открывается! Вдалеке красуется озеро Тургояк. Словно пестрым ковром устланы склоны, холмы, равнины, раскинувшиеся на многие десятки километров. Тем и прекрасны осенние походы.

С гор невооруженному взору открываются невероятные, яркие, просто фантастические виды. Если многовековые сосны остаются зимовать зелеными, то лиственницы наряжаются в желтый образ, а рябины с кленами примеряют красные платья. И, смешав все эти краски, природа дает нам уникальную возможность любоваться всем этим великолепием, всего лишь выехав в горы. Очень трудно оторваться от сей красоты, надышаться горным воздухом невозможно просто. Но нужно топать обратно, ибо осенью темнеет рано.

На обратном пути мы посетили еще одно необыкновенное место, которое является неотъемлемой частью хребта, под названием «Розовый замок». Он находится недалеко от основной тропы, а назван так потому, что скалы имеют характерный розовый оттенок благодаря кварцитам. В высоту они всего метров десять, рассечены трещинами – создают ощущение кладки, словно это руины замка.

Обратно уже возвращались в темпе и в потемках. Благо с собой были фонарики, и мы без проблем добрались до машин. Итого нами было пройдено ровно 20 км пешего пути и потрачено шесть часов времени. Для меня поход оказался достаточно легким по маршруту, но очень богатым на виды, ощущения, эмоции и открытие нового.

Вообще, «Юрма» является священной горой. С татарского название переводится как «не ходи!» То есть, по сути, она как бы предупреждает, что туда ходить не стоит. Но когда нас останавливали запреты? Все запретное только подогревает интерес! Запретный плод всегда сладок.

Есть еще одна версия перевода «Юрма» – дремучий лес. Действительно, раньше на этот хребет было очень сложно попасть. Лес был густой, дремучий, и в нем обитало очень много медведей. А теперь к нему ведет удобная тропа, и, я думаю, хребет уже не оправдывает своего названия.

Честно, приехав после похода в наш теплый деревянный домик, я была даже рада, что мы не разбили палаточный лагерь. Вечером уже стало достаточно холодно. А что может быть лучше после многочасового пешего похода, как не теплый дом, встречающий тебя в свои объятия, и вкусный ужин, приготовленный с любовью из походных продуктов? И я даже не стала изменять походным традициям – улеглась спать на пол, дабы не нарушать походный фэн-шуй. А когда ты сытый, довольный, в тепле, по телу растекается божественная усталость фантастически прожитого дня, тебя мигом уносит в царство Морфея.

А на следующий день ты просыпаешься с улыбкой на лице, понимаешь, что все это взаправду и ты не дома, а с друзьями и у тебя впереди целых два дня насыщенных выходных. Завтрак, плавно перетекающий в обед, веселая и дружная компания рядом. Вот он – рецепт счастья, прививка от осенней хандры и дурного настроения.

Одеваемся, собираемся и идем созерцать прекрасное озеро Тургояк. Его еще называют уральским Байкалом. Оно невероятно красивое, с кристально прозрачной водой, и считается вторым чистейшим озером после Байкала. И это действительно так. Вдоль берега, словно лентой, волной прибиты желтые березовые листья. Смотрится очень красиво, как будто озеро надело осеннее ожерелье. Единственное – с погодой не повезло, дул пронизывающий ветер и моросил дождик. Но это не помешало нам насладиться красотой озера. Вдали очень низко плыли облака и, словно большие шапки, укрывали вершины гор, раскинувшихся на противоположном берегу.

Несмотря на погоду, мы все-таки решили арендовать баню на берегу озера. Приехать на знаменитое озеро и не искупаться? Это не в наших правилах. Температура воды в озере всего +60С. И вот, напарившись в бане, ты вылетаешь из нее и окунаешься в ледяное озеро. Холод поначалу не чувствуется, его затмевает адреналин. Зато потом, когда начинаешь выходить из воды, тело буквально сводит от жуткого холода. Одновременно ощущаешь эффект иглоукалывания, словно в тебя разом вонзились тысячи иголок. Впечатления, конечно, непередаваемые, обожаю этот контраст горячего и холодного. Получается своеобразная закалка организма. Пройдя такую процедуру, кажется, что ты заново родился. И после такой контрастно-эмоциональной зарядки-разрядки так приятно оказаться в нашем уютном домике.

Вечером на ужин нас ждал вкуснейший шашлык, приготовленный нашими заботливыми мальчиками. Досыта натрескавшись вкусняшек и попив травяного чая, остается лишь достать гитару и под чарующие звуки спеть знаменитые походные песни групп «Кино», «ДДТ», «БИ-2», «Любэ» и др. Вечер после этого становится невероятно сплоченным и волшебным, он отпечатается в нашей памяти на всю жизнь. И ведь совсем не хочется, чтобы вечер заканчивался. Хочется задержать эти душевные моменты подольше. Но время неумолимо несется вперед.

И вот уже утро следующего дня, дня нашего отъезда из этого прекрасного места. И провожают нас здешние матерые, лютые, огромные, пушистые красавцы коты – рыжий и полосатый. Милота, да и только. И, бросив прощальный взгляд на дом и природу, ты садишься в машину и держишь путь домой.

Что самое удивительное – в этот раз я впервые в жизни всю обратную дорогу домой спала. Обычно я не могу спать в машине, а тут чудеса, да и только.

Миасс – не очень чистый город. Периодически в воздухе присутствует непонятный запах химии и чего-то горелого. По экологичности и красоте наш город Нефтекамск выигрывает на все 100%. Но у нас в городе нет таких шикарных гор. Поэтому время от времени мы совершаем туристические набеги на соседние «горные государства», чтобы только порадовать глаз величием горных массивов, вдохнуть полной грудью горный воздух – вот там-то он, слава богу, чистейший.

Уехать на выходные из привычной обстановки в несусветную глушь, без связи, в компании таких же отъявленных походников-экстремалов – это ли не счастье?

Мы порой не понимаем, насколько богаты окружением: природа дает нам возможность наслаждаться своей красотой, рядом с тобой находятся прекрасные люди, смотрящие с тобой в одном направлении, и это просто замечательно. Я считаю свою жизнь яркой, счастливой и полной. Благодарю за это моих родителей, близких за моральную поддержку и друзей, которых с каждым моим походом становится все больше и больше. От твоего окружения, твоих мыслей и мировоззрения зависит, какими красками и событиями будет наполнена твоя жизнь.

Скалы-останцы причудливой формы под мистическими названиями «Чёртово городище» и «Чертовы ворота».
Наша дружная команда «По кочкам, по горкам» на прекрасном озере Тургояк.