-2 °С
Снег
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Зарисовка
22 Ноября 2021, 09:35

Голубая курица

Здравствует, слава Богу, и по сей день в селе Спасском Бирского района простая крестьянка бабуся Маруся. Случалось в её жизни всякое, но чтобы курица заклевала насмерть петуха, случай был единственный на её подворье и на всю округу. Поминает она всю жизнь этого голосистого петушка. Голос у него был просто чудо! Отродясь соседи в Спасском подобного петушиного пенья более не слыхивали. Петушок у Маруси пел протяжно, выговаривая каждое коленце: ку-у-у-каре-ку-у-у! Да с таким нежным, тонюсеньким, звонким, с малиновым оттенком голоском, как артист настоящий в оперном театре. Потому сельчане и прозвали его Петькой Шаляпиным. Запоёт, бывало, петушок у Маруси, а соседи: «О, Шаляпин заголосил у Маруси. Артист, да и только!».

Елена Аллаярова, "КЗ".
Фото:Елена Аллаярова, "КЗ".

В ту пору Маруся жила на конце села в небольшом домике с двумя оконцами в сторону озера, а сенцами – на улицу. Домик её стоял среди низкорослых, кряжистых клёнов, росших на берегу огромного озера-старицы. Много воды утекло с тех пор, как на своём подворье Маруся имела курочек. Сколь ни говорите, в крестьянском хозяйстве курочка – птица нужная и полезная. С ранней весны и всё лето были в доме у Маруси свежие куриные яйца. Не купленные, свои, да и купить не всегда в доме бывали денежки. Овдовела она рано и воспитывала одна детей: дочку и сыночка. Нужда заставила её научиться и сети вязать, и рыбку ловить в старице.

Купила тогда Маруся на радость детям на Кулиженской инкубаторной станции десяток пушистеньких цыплят. Привезла она их в ивовой плетёной корзине и три дня держала дома, а на четвёртый – выпустила во двор, на лужайку. Отлучилась ненадолго, только вынуть чугунок с щами из печи, как соседский рыжий кот почти всех цыплят и украл. Он и раньше воровал у Маруси из чулана почищенных щучек и карасей, это дело ему привычное. Остался у Маруси один лишь цыплёнок и то самый маленький. Кот-нахал стащил бы и его, да Маруся увидела в оконце, как он схватил цыплёнка, выбежала с ружьём на крыльцо и застрелила ворюгу. Заплакала Маруся, загоревала: остался лишь один малюсенький цыплёнок. У детей слёзки по щёчкам текли ручьём. Долго они не могли успокоиться. Погоревала, поплакала вместе с детьми Маруся и решила вновь купить цыплят.

Поехала она в воскресный день в город Бирск на базар. На базаре чего только нет! И корову можно купить, да где взять денежек? Смотрит Маруся, стоит в торговом ряду пожилая женщина с самодельной дымящейся трубкой в зубах, продаёт клушку чёрную с дюжиной цыплят. «Чёрного оперенья, - подумала Маруся, - кур в Спасском ни у кого нет». Не рядилась долго и купила. «Приметные куры будут, с соседскими не смешаешь...», - размечталась Маруся. Куры в селе были почти в каждом дворе, но большинство белого оперенья, то какие-то пёстрые или совсем красные.

Цыплята у Маруси росли как на дрожжах. Кормила она их вдоволь и рыбкой, и зёрнышками. К осенним заморозкам на подворье бегали уже двенадцать взрослых, чёрного оперения кур, рябчатый с воротничком золотистого отлива петушок и одна голубая курочка. Из пушистенького цыплёнка, которого не успел украсть кот-ворюга, и вырос рябчатый голосистый петушок Шаляпин. Бывало, на улицу выпустит Маруся кур травку пощипать, так соседи постоянно говаривали: «Вон, чуть свет, у Маруси «цыганки» уже на улице пасутся! О, Шаляпин запел!». А голосок у Шаляпина был звонкий, нежный, брал высочайшую нотку, не хрипел, как анфискин красный петух. И на курочку голубого оперенья все прохожие невольно обращали внимание:

- Надо же! Первый раз видим голубую курицу!

Голубая курочка была приземистая, толстенькая, на коротеньких мохнатых ножках, и ей не составляло труда перелететь через высокие ворота или забор. Зиму куры прожили благополучно и весной нестись рано стали. Радости детей и самой Маруси не было предела.

Но случилась беда. Повадился среди лета петушок Шаляпин к «блондинкам»-курам соседки Анфисы похаживать. Загонял, заколотил, заклевал Шаляпин анфисиного красного петуха в его же собственном дворе и завладел его «гаремом». Бывало, завидит красный Петька, что сосед, напевая, идёт в гости, так с улицы мигом в подворотню и спрячется в курятнике. Избаловался Петька Шаляпин у Маруси, забыл своих «брюнеточек». Целыми днями с раннего утра гуляет с анфискиными красотками. Тут и случись непредвиденное…

Слышит Маруся – диким голосом кричит её петух у соседки Анфисы во дворе. Мысли нехорошие сразу полезли ей в голову, и бросилась она опрометью спасать петушка своего. Выскочила на улицу и не верит своим глазам: несётся её петух с окровавленным гребнем, а верхом на нём голубая курочка, долбит его. Шмыгнул Шаляпин в подворотню и сбил со спины драчунью. Бегает по двору, кудкудычет, а за ним следом гоняется голубая курочка. Бедняга – бежать со двора на берег озера – следом голубая курочка... Петух с берега озера во двор – ревнивая птица за ним... Минут десять гоняла голубая курица Шаляпина, пока не вмешалась в драку сама Маруся. Схватила прутик и бросилась догонять возмутительницу спокойствия: «Я те, окаянная! Вот задам самой сейчас! Окровенила, нечистая, петушка. Ах ты, негодная!». А Шаляпин тем временем залетел в курятник на насест и всё кудкудычет с перепугу. До следующего утра петух из курятника клюв не высовывал, не сходил с насеста.

Утром, как всегда, отворила Маруся дверь курятника и выпустила своих «цыганок» на улицу. Три дня царил в курятнике мир и покой. Паслись дружно на лужайке марусины «цыганки» вместе с голубой курицей и петушком Шаляпиным, как будто ничего и не было. Зажила ранка на гребешке и возгудал петушок, как обычно, своим нежным, малиновым голоском на высокой нотке: «ку-у-у-каре-ку-у-у!», не помышляя о соседских «блондинках». Анфискины куры паслись также на уличной лужайке со своим красным петухом, словно и не было никаких «амуров» на стороне! Но через неделю, забыв про свой драный гребешок, Шаляпин смылся к соседкам. Погонял по двору краснопёрого соперника, порадовался своеволию, но недолго.

Снеслась очередной раз голубая курочка, спорхнула с гнезда, раскудахталась: «Куд-куда, куд-куда!», но, не получив ответное «куд-куда!» от Шаляпина, сразу почувствовала неладное в их «цыганском таборе». Поначалу курочка усомнилась в очередной «измене», бросилась искать петушка во дворе: заглянула под крыльцо, сбегала на берег озера, наведалась в огород на огуречники – нет нигде! Проверила дровяник, вылетела на улицу – нет мерзавца! Голубая курочка вспомнила, что петушок у них «гулящий» и хаживал раньше налево, бросилась во двор к анфискиным курам. Шмыгнула она в подворотню и видит: ходит их Шаляпин среди «блондинок», чванится, ухаживает. Клювом возьмёт пшеничное зёрнышко из корыта, положит его перед собой и кличет к себе «белопёрых».

Не заметил он за своим занятием, как вихрем налетела на него голубая курица и вновь долбанула его по голове. Шаляпин как ошпаренный вылетел из-под чужих ворот и тиканул домой. Раскудахтались «блондинки» во дворе – гоняет соперниц голубая курица, только шум стоит. Выбежала на шум Анфиса с ухватом и бросилась на нахальную драчунью. Прилетела домой взъерошенная голубая курочка и ищет Шаляпина, а он опять спрятался в курятнике, затаился на насесте. Поглядела на него с порога голубая курочка, прокудкудакала, потрепыхала крыльями и пошла к подружкам. «Изменник» четыре дня из курятника не выходил – остерегался.

К концу недели испуг у него прошёл, и он вновь стал исправно исполнять свои супружеские обязанности: сказывал «куд-куда», как курочки снесут яйцо, будил по часам своими ариями, созывал на обед всех «цыганок» и угощал пшеничными зёрнышками из большой чаплашки, в которую Маруся регулярно подсыпала зерно. Полторы недели всё шло своим чередом, но вновь Петьку соблазнили соседки. Ушёл Шаляпин из своего табора тайно, крадучись. Не догадывался Петька, что голубая курочка глаз с него не спускает. И что случилось с гулящим петушком, можно только догадываться.

Спохватилась Маруся только на третий день. Дети сказали, что Шаляпин уже две ночи не ночевал в курятнике дома. Среди анфискиных кур его тоже не было. Бросилась его искать Маруся, но нигде не нашла.

- Куда же подевался наш петушок? - горевала она. - Не украл ли его хорёк?

Ночь Маруся добром не спала, расстроилась: жалко петушка Шаляпина, уж очень был голосистый и форсистый. На четвёртое утро слышит Маруся – поёт в курятнике петух, но почему-то голос у него хрипучий и словно оборванный. Глянула она в курятник и ахнула – поёт по-петушиному голубая курица. С перепугу Маруся вслух так и взмолилась: «О, Господи, помилуй. Рехнулась от злобы и ревности, видать! Топора, знать, запросила!».

- Где же петушок-то? - расстроилась Маруся совсем и села на крылечко дома. Сидела, сидела Маруся да заглянула под крылечко, а там Петька Шаляпин бездыханный лежит.

Автор:М.САМОЙЛОВ (ДЕРЕВЕНСКИЙ).
Читайте нас: