+17 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Зарисовка
8 Мая 2022, 09:15

Боец Лида

Эта история произошла в реальной жизни с моей мамой во время её военного детства. Возможно, она покажется читателю смешной, но ведь детство – оно остаётся детством и во время войны. В конце ноября, когда уже снег выпал, в школе ввели новый предмет: военное дело. Учителем стал отставной военный, начисто списанный из армии по тяжёлому ранению, Гумар-абый. Строгим он был учителем. Настоящим командиром Красной Армии. Армия, правда, детской была, дети – бойцы, классы – отряды.

Боец Лида
Боец Лида

Первым делом Гумар-абый ввёл физзарядку до уроков. Третьеклассница Лида, конечно, могла бы и без физзарядки обойтись – она до уроков успевала и воду из родника принести, и с мамой на ферме поработать – чем не зарядка? Но раз надо, так надо. 

Построились дети в школьном коридоре по классам: командиры отрядов с левого фланга стоят, ждут своей очереди рапортовать о готовности отряда к физзарядке, то есть непосредственно к военному делу. Стоит Гумар-абый в самом центре, смотрит на своё войско. В душе, наверное, чего только не думает, но виду не показывает, а войско его малолетнее – кто во что одето. Кто в отцовских огромных ватниках, кто в крохотных пальтишках, из которых давно выросли, – рукава у тех пальто на ребячьих локтях заканчиваются. А обувь знатная – сплошные лапти. У некоторых, правда, валенки на ногах. А это что? Гумар-абый чуть не присел от удивления: стоит в строю десятилетний боец Фагима Шарипова. На ногах у бойца валенки. Маленькие валенки, очень маленькие. Такие маленькие, что на ноги не полезли, но девочка всё же их на ноги натянула – другой обуви ведь нет, да только ступни дальше голенищ втиснуть не смогла.  Так и стоит девочка: ступни в валенковых голенищах, а сами валенки вперед загнулись.

- Боец Шарипова! Отдать рапорт! – скомандовал Гумар-абый.

И она пошла в этих валенках.

Старается идти чётко, носок вытягивает, ногами марш отбивает: раз-два, раз-два. Идёт, а строй еле-еле смех сдерживает. Зажимают ребята ладошками себе рты, кряхтят, вертятся. Учителя подбородки в плечах прячут, глаза щурят. Идёт боец Шарипова к командиру: ступни в голенищах, а сами валенки, вперед загнувшись, на каждом шаге весело кивают и радостно подпрыгивают. 

Дошла боец до середины строя, лицом к строгому командиру повернулась, громко отрапортовала:

- Бойцы к военному делу готовы! Отсутствующих нет!

У строгого Гумар-абыя брови вверх-вниз пляшут, нос морщится.

- Боец Шарипова, объявляю Вам благодарность! – по-военному чётко отчеканил. Только немного сипло.

Девочка замаршировала обратно в строй, голова высоко, спина прямая! Валенки ещё веселее на её ногах подрыгивают, ещё радостнее. 

- На завтрашний урок всем принести винтовки, объявляю военные учения! – объявил Гумар-абый. – Бойцы! Разойтись по классам!

Вечером, когда мама с работы пришла, Лида первым делом сообщила ей о том, что теперь в школе нужна винтовка. Сели мама с дочкой на скамейку, стали думать, где ружьё взять.

Додумались. Отломали от изгороди штакетину. С одной стороны эту штакетину отпилили, с другой стороны топором стесали, потом ещё посередине чуток ножиком постругали. Получилась винтовка. Ну, не совсем винтовка, конечно. И даже не похожа совсем на винтовку, а похожа на выломанную из забора штакетину. Но другого-то оружия нет. 

На следующий день Лида самая первая в школу прибежала. И пока никто не видит, спрятала боец Ахкямова свою винтовку за печку. Кому охота раньше времени выставляться? Спрятала и села за парту. Сидит, учебник читает. 

Потом, как обычно, рапорты отдали, физзарядку сделали, в классы вернулись. Как раз первым уроком военное дело было. Звонок прозвенел. Гумар-абый в класс вошёл, оглушительным голосом скомандовал:

- Бойцы! К оружию!

Все ребята с мест повскакали, в проходе между парт выстроились, а Лида, расталкивая стоящих ребят, рванула к печке, схватила свою штакетину да обратно к своему месту побежала. Только добежала, только винтовку свою на плечо положила, встала по стойке смирно, а команда уже:

- Отставить!

Все за парты сели. Лида тоже села. Винтовку свою рядом поставила. Только села, опять команда:

- Бойцы! К оружию!

Снова Лида вскочила, «винтовку» на плечо положила. Встала по стойке смирно. И все встали. Теперь весь класс стоит, а военрук опять команду даёт:

- Отставить.

Опять все сели по своим местам. Только сели, вновь команда:

- Бойцы! К оружию!

Лида моментально вскочила, штакетину на плече устроила. Стоит по стойке смирно, строго в струнку вытянулась. А остальные сидят по местам – никто не поднялся. Одна Лида стоит, на плече штакетину держит. Класс хихикать начал. А Гумар-абый как закричит громовым голосом:

- Отставить смех! – класс моментально замер. – Объявляю бойцу Ахкямовой благодарность! Садитесь, боец!

Лида села. «Винтовку» рядом со стулом поставила. Правой рукой придерживает, чтобы та не упала.

- Остальные… –  прозвучала команда. – Встать! Строиться!

Весь класс вскочил. Теперь одна Лида за партой сидит – подбородок высоко, спина прямая. А ребятам теперь не до смеха, замерли, даже с ноги на ногу никто не переминается. Тут новая громовая команда раздалась:

- Лечь!

Весь класс по команде на пол улёгся. Свалились, как подрубленные, от испуга.

- По-пластунски! Марш!!!

Бойцы тут же принялись приказ выполнять. Да только командир глянул сверху на своё разномастное ползущее войско, сморщился, будто у него внезапно зуб разболелся, да и отменил приказ.

На другой день все третьеклассные бойцы с «винтовками» пришли. Сосед по парте даже две винтовки принёс. Выструганные и покрашенные. Одну Лиде подарил.

Автор:Римма САФИУЛЛИНА.
Читайте нас: