+16 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Зарисовка
31 Мая 2022, 14:30

Находка с глубоким смыслом

Победа! Как громко хотелось крикнуть это слово, чтобы услышали все и не только в нашем посёлке, но и на всём белом свете. Мы, пятнадцатилетние пацаны, ещё вчера мечтали попасть на фронт, чтобы помочь нашим отцам, сегодня при встрече громко повторяли это слово и радовались, что не нужно никуда спешить и помогать, ведь отцы скоро сами вернутся домой.

Находка с глубоким смыслом
Находка с глубоким смыслом

Победа! Многие произносили это слово шёпотом, вытирая непослушные слёзы и в тайне надеясь на скорую встречу с родным человеком.

Победа! Нет, не сразу наша семья ощутила тепло этого слова, произошло это только через год. В один из вечеров в избу вошёл военный. В сумерках мы не сразу признали отца. В правой руке он держал шинель, левой придерживал вещмешок.

- Здравствуйте, мои дорогие, - произнёс он тихо.

- Папка! Семён! Сёмочка!

Вся семья обступила солдата, обнимали, целовали, никто не скрывал слёз радости. Затем он тихо повесил шинель на вешалку, подошёл к столу и высыпал содержимое вещмешка.

- Это все мои подарки вам, простите меня.

Буханка чёрного хлеба, две банки тушёнки, две пачки махорки, узелок сахара, кружка и ложка. Мы сели за стол. Смотрели на эти подарки и плакали.

- А давайте пить чай с сахаром! Мамаша, поставьте самовар.

Мать засуетилась, и вскоре самовар зашумел, посвистывая. Мы с сестрой заворожённо смотрели на сахар. С самого начала войны и до сего времени это лакомство избегало наш стол…

На другой день, придя из школы, я удивился разложенной по всему полу одежде. Родители занимались кройкой и шитьём.

- Давай, сын, примеряй спецо-вку. Когда у вас заканчивается учёба?

- Через неделю.

- Я тебя подожду, и пойдём устраиваться на работу.

Вечером за ужином все молчали, ждали, когда заговорит отец.

- В общем, меня приняли вахтёром, а тебя, сын, определили в депо учеником в ремонтную бригаду, будешь ремонтировать паровозы.

В назначенный день с утра отец потряс меня за плечо:

- Павел, вставай!

Наскоро попив чай, мы вышли на улицу. Редкие прохожие придерживались одного маршрута – все они работали на железной дороге. 

Кадровик представил отца старшему в бюро пропусков, а затем мы пошли в депо – огромное здание для ремонта паровозов. Бригадир ремонтников, дядя Коля, подозвал молодого рабочего и представил нас друг другу.

- Как тебя зовут?

- Павел.

- А вот его – Александр. Так, Паша и Саша, вы сегодня работаете на первой линии, топка должна остыть. Будут вопросы – обращайтесь.

Мне выдали войлочную спецовку и ящик инструментов под расписку. И мы отправились на первую линию, где стоял исполин из чугуна и стали с блестящими поручнями и штоками. В такой близости с паровозом я находился в первый раз.

- Что, парень, впечатляет?

- Очень!

Целый день мы чистили колосниковую решётку, сменяя друг друга. Пота пролили порядочно, но и дело сделали. На другой день нам предстояло прочистить дымогарные трубы и опорожнить зольник. Саша в процессе работы объяснял, что к чему, и меня это устраивало. Сколько было паровозов за год, я и не считал.

Однажды, ссыпая золу, я увидел, как что-то блеснуло. Это был кусочек металла жёлтого цвета. Рассматривать времени не было, сунул в карман и продолжил работу. Вечером свою находку показал отцу.

- Нужно показать знающему человеку, - сказал он. – Сходи в школу, покажи учителю физики, уж он-то тебе всё расскажет.

На другой день после работы зашёл к учителю. Старый учитель долго разглядывал находку. Потом освободил стол от книг и тетрадей и усадил за стол. Георгий Сергеевич положил рядом с находкой маленький напильник и поставил пузырёк с какой-то жидкостью. Затем провёл по поверхности металла напильником и обратился ко мне:

- Сейчас я обработаю поверхность соляной кислотой. Если она потемнеет – значит, это латунь, если нет – значит, золото.

Металл потемнел.

- Латунь! Интересно, что это было? Может, какая-то запчасть, украшение или ещё что-то… 

- Это тебе придётся выяснить самому.

***

Минуло два года, как отец и сын переступили порог «железки». Семён проверял пропуска, Павел трудился в основном звене и по рабочей сетке. Меняли колёсные пары с тормозными колодками, перебирали золотниковые коробки. Нареканий не было. Особенно было радостно, когда экипаж тихо выкатывал паровоз на основную линию.

Лишь тот жёлтый кусочек металла не давал покоя – откуда он мог взяться в топке? Два экипажа гоняли паровоз от узловой до узловой, меняясь по графику. Паровоз №С245 повышенного внимания, два машиниста, два помощника, два кочегара. Павел присматривался к каждому, когда принимали паровоз на техуход, мужики ничем не выделялись, люди как люди. Своими тревогами он поделился с отцом.

- Представляешь, сынок, я ведь тоже присматриваюсь к ним. У нас в проходной висит график выхода всех экипажей, ничего подозрительного, приходят и уходят строго по часам. Но есть одна мысль. Только дай мне слово, что без моего согласия ты ничего делать не будешь. И мать ничего не должна знать.

- Даю слово.

- Тогда даю тебе первое задание: узнай, есть ли выход в посёлок, кроме проходной?

- Это я и так знаю, - улыбнулся Павел, - есть лазейка в заборе.

- Выходит, после выхода через проходную можно вернуться в депо?

Вечером после ужина отец и сын уединились.

- Я переписал дни и часы, когда на С245-м проходит пересменка. Через два дня Гадусов сдаст вахту Левину, пересменка пройдёт на путях, затем через неделю Левин загонит паровоз в депо и сдаст ремонтникам, принимает Гадусов. График составлен на месяц.

С этого времени отец и сын жили по паровозному графику, следя за экипажами паровоза №С245, но ничего подозрительного не замечали. То ли экипажи были хитрее, то ли отец с сыном чего-то недосматривали. Как бы ненароком они интересовались экипажами Гадусова и Левина, но плохо о них никто не отзывался.

Свет на дело пролился совсем с другой стороны. В один из дней жена отправила Семёна на базар за мясом. Путь лежал через железную дорогу в пригород. Проходя по базарным рядам, Семён увидел Гадусова, который разговаривал с женщиной, торговавшей тряпками. Купив мясо, Семён не спеша прошёлся по рядам с барахлом. Он внимательно рассмотрел женщину и её товар, среди старых вещей были и новые. Увиденное давало пищу для размышления. С этого времени Павел перенёс свои дежурства поближе к дому, где жила эта женщина.

В одну из ночей в дом вошёл мужчина, в руках которого был большой свёрток. Рассмотреть его не удалось, мужчина тщательно обходил редкие фонари. Тогда Павел решил дождаться, когда тот выйдет. Обратно мужчина вышел с пустыми руками и фонари уже не обходил. Павел узнал в нём гадусовского кочегара. Воодушевлённый результатом ночного дежурства, он предложил отцу пойти в милицию. Но Семён не стал спешить.

- Давай посоветуемся сначала с Георгием Сергеевичем. Он тебя учил, меня учил, в посёлке наверняка все прошли через его руки. Он плохой совет не даст.

Старый учитель с радостью встретил своих бывших учеников. Увидев кусочек металла, улыбнулся:

- Знакомая вещь. Какова же моя роль в этой истории?

- Георгий Сергеевич, Вы знаете многих людей. Нам нужен знающий следователь, который распутает этот клубок с умом, не хочется, чтобы разбирались с шашкой наголо.

Учитель задумался.

Через день, когда отец и сын снова сидели у учителя, вошёл мужчина небольшого роста, полноватый, лысоватый, поздоровался мягким голосом и сел на стул. Георгий Сергеевич заулыбался:

- Ну чего же вы молчите? Вам нужен был следователь? Вот, капитан Владимир Фёдорович.

Семён и Павел смотрели на следователя в полной растерянности. Только после того, как следователь показал удостоверение, Павел достал металлическую пластинку и начал рассказ. Следователь внимательно слушал, делал пометки в записной книжке, затем взял находку, вложил её в записную книжку и сказал:

- С этого момента вы прекращаете все свои действия. Договорились?

- Слушаемся, товарищ капитан!

***

Следствие продолжалось больше года, и вот настал момент истины. Георгий Сергеевич пригласил Семёна и Павла на встречу с капитаном. Владимир Фёдорович тепло пожал всем руки и поздравил с завершением следствия.

- Металл жёлтого цвета – это самая обыкновенная солдатская пряжка от ремня, - заявил капитан. - Теперь вы можете представить, что творил экипаж во время движения. Таких экипажей было два, на некоторых станциях у них были свои люди. Они подсаживали в паровоз пассажиров, обещая бесплатный проезд. Особенно эти люди охотились за солдатами, которые служили в западной группе       войск, у них чемоданы были побольше и вещмешки потуже. Не оставляли без внимания и женщин, носивших золотые украшения. Куда же прятали улики и всё остальное? В топку паровоза!

- Как в топку?

- В самом прямом смысле!

Все замерли и побледнели. Слова и мысли – всё слилось в один сгусток негодования, которое перехватило горло. Много нужно времени, чтобы жизнь вошла в нужное русло, а кто-то будет с этим жить всю жизнь…

Автор:Анатолий ИКРЯННИКОВ. Дальний Восток, 1969 г.
Читайте нас: