+4 °С
Зарисовка
16 Сентября 2023, 10:35

Каяки, или Как мы по Караидели сплавлялись

Природа Башкирии настолько прекрасна, что к нам – полюбоваться на красоту – приезжают люди со всего мира, а мы тут живём, и, как говорится, сапожник без сапог, мало кто путешествует по родной республике. Вот и я обычно летала в отпуск в тёплые страны, но в этом году меня пленила Башкирия и никуда не отпустила.

Фото из архива Риммы Сафиуллиной.

И тут появилось предложение – каяки. Первый вопрос, конечно, который возник в моей голове: что такое каяки? И я полезла во всезнающий Интернет. Оказалось, что каяки – это такие узкие лодки, в которых сидят по одному или два человека. Сидят и гребут вёслами по реке. Признаться, я ни разу в жизни не занималась греблей. И потому полезла изучать видео про греблю на каяках. Боже, какие экстремальные видео предложил мне Интернет! Это было очень страшно даже смотреть, как на каяках люди несутся по бешеным горным рекам, как они переворачиваются, как выпадают из лодок, как их крутят водовороты… Получив заряд адреналина от просмотра экстремальных видео, лежа на диване, я подумала, что надо бы потренироваться. Но где взять весло? Я посмотрела по сторонам, заглянула на всякий случай под диван, вдруг там из ниоткуда появилось весло, но, разумеется, весла там не наблюдалось. Тогда я нашла на лоджии лыжную палку, оседлала стул и как давай махать (грести) лыжной палкой! В точности как учили на видео. Кошка прибежала, глаза выпучила, за ногу меня кусает, мол, ты чего это делаешь тут, а?! Ну-ка, узбагойзя! Но нет. Я, не обращая внимания на отчаянные кошкины вопли, всё махала и махала лыжной палкой, то бишь гребла, пока хватило дыхалки. Впрочем, дыхалки мне хватило всего лишь минут на пять. «Ну, пожалуй, я уже научилась, и вообще на диване же лучше», - подумала я, и опять: диван, Интернет, пульт и адреналиновые видео про экстремальные сплавы по горным рекам на каяках.

Таким образом натренированная, я уже бесстрашно отправилась на сплав, на реку Караидель, она же – Уфимка. Едем несколько часов по красивой горной дороге, любуемся зелёными пейзажами, и вдруг перед нами открылся потрясающий вид на Павловскую ГЭС и её великолепный судоходный шлюз. Сразу вспомнилось, как мы с моим мужем, а тогда ещё только женихом, впервые поехали в турпоход вместе, и то, как мы на теплоходе въехали в огромное серое помещение. Затем огромные ворота закрылись, и мы начали медленно и тихо подниматься вместе с водой, а сухая полоса границы воды наверху ворот становилась все ближе и ближе, и вот она совсем исчезла. После этого открылись уже другие ворота, и наш теплоходик вышел на просторы Павловского водохранилища. Эти воспоминания остались со мной на всю жизнь. Прошло каких-то 33 года, и вот снова вижу перед собой это грандиозное сооружение. И не только вижу, а проезжаю прямо по дороге, по самому верху.

Оставив автобус на стоянке, мы подошли к реке. На берегу лежали каяки. Такие узкие! Такие яркие! Красивые. Инструкторы помогли нам надеть спасательные жилеты, помогли правильно застегнуть многочисленные ремни. А потом мы взяли в руки весло и за три минуты прошли обучение гребле. Оказывается, грести веслом надо так: право по борту, лево по борту, повторять до бесконечности. Под весёлый смех и гомон, теперь уже обученные, мы стали выбирать себе каяки. Естественно, вдвоём с напарницей выбрали себе самый широкий каяк. Как знаем из курса физики – широкий, значит, устойчивый.

- Вот, - гордо сказала я инструктору, продемонстрировав каяк защитного цвета: - Наш каяк самый широкий!

- Они все одинаковые, - улыбнулась она в ответ.

Мы быстро переглянулись с напарницей и дружно побежали выбирать другой каяк, на этот раз мы выбирали по цвету, самый яркий каяк. Выбрали жёлто-зелёный каяк и красные вёсла. Чтобы на фото красиво получалось, разумеется.

Затем мы правильно, как нас учили, забрались в лодку: сначала поставить каяк на воду, потом зайти в воду, затем сесть на сиденье в каяке, и только потом затащить в лодку ноги. В итоге, конечно, набрали немного воды в лодку, но это не страшно, так как погода была отличная: тепло, даже жарко. Солнце светило нещадно, панамки и платки на головах спасали от солнечного удара. Так вот, сели мы в каяки и сразу стали грести. Лодка пошла по воде!

Это было удивительное, захватывающее ощущение, когда тебя несёт река, а ты направляешь движение спокойными гребками. Вода в Караидели удивительно чистая и прозрачная, тёмная и сверкающая. Течение такое мощное, что можно даже и не грести, просто направлять каяк влево или вправо, чтобы его не вертело течением, и сидеть – любоваться природой.

Когда сидишь посреди реки в лодке, сверху светит солнце и сияет синее небо, по берегам тысячи оттенков зелёных лесов – тогда ощущаешь единение с природой, буквально сливаешься с ней в единое целое. Иногда хочется увеличить скорость, тогда начинаем грести, чувствуя, как сила мышц преодолевает сопротивление воды – великолепные ощущения.

Через некоторое время мы пристали к берегу. Тоже требовалась определённая сноровка, потому что течение очень сильное, каяк сносило с берега обратно в реку. Вымокли до пояса, пока каяк к берегу причалили. Поэтому запросто пошли и искупались в прохладной бодрящей чистой воде. Течение, правда, было сильнейшим, поэтому поплавать не получилось. Как только ноги от дна оторвёшь – сразу на несколько метров уносит. Но удовольствие от купания получили огромное.

Снова забрались в каяки и пошли по реке дальше. Да, каяки ходят, а не плавают. И снова слева и справа – величественная красота Урала, тысячи оттенков зелёных лесов. На дне видны удивительные водоросли, некоторые очень сильно напоминают листья салата, некоторые очень похожи на брокколи. Иногда в воде плескалась крупная рыба. Вот так мы шли и шли по реке, любуясь природой, в результате причалили к финишу маршрута самые последние и нисколько не уставшие, а, наоборот, бодрые, энергичные, полные ощущений радости и покоя.

Наш автобус уже ждал нас. Мы переоделись во всё сухое, ибо когда идёшь на каяке, с весла вода стекает прямо в лодку, и по итогу ты сидишь в луже воды. Но в жаркий день это очень даже неплохо.

И вот снова мы проезжаем через плотину Павловской ГЭС, но уже в обратном направлении, к родному Нефтекамску.

До свиданья, Караидель! И до новых встреч!