-4 °С
Снег
ВКОКTelegramDZEN
Все новости
Зарисовка
24 Августа 2024, 14:35

Нефтекамск. Отрывок из повести «Арская долина».

Рано утром Нина с Андреем поездом в товарном вагоне прибыли в Тупик. Из Тупика автобусом на автовокзал. День стоял тёплый, солнечный. Народу было много. По одежде в глаза бросались национальные одеяния с цветными оборочками. От автовокзала через дорогу располагался колхозный рынок. Нина с Андреем удивились обилию свежих продуктов – овощей, рыбы, мяса.

Фото Б.Зиньковского, 1982 год. Центральное рекламно-информационное бюро "Турист".
Фото Б.Зиньковского, 1982 год. Центральное рекламно-информационное бюро "Турист".

- Смотри, какая рыба: карпы, щуки, лещи, судаки, окуни, лини, сомы, - Нина, подталкивая Андрея, показывала кивком головы.

Рядом стояла грузовая машина, из кузова которой также торговали свежей рыбой.

- В какую цену рыба? - спросил Андрей у продавщицы в запачканном белом халате.

- Двадцать восемь копеек, бери на выбор, засолишь, подвялишь, на всю зиму с пивом деликатес свой, - показывая леща, предлагала продавщица.

Супруги обошли базар и остались довольны. Посоветовавшись с прохожими, они сели в автобус и вскоре прибыли на берег Камы. Река судоходная, широкая, вдоль берега шныряли лодки моторные и на вёслах. Вдали проходил белый трёхэтажный пароход с весёлой музыкой.

Андрей с Ниной подошли к отдельно сидящему на берегу седовласому мужчине.

- Здравствуйте, не побеспокоим вас? - обратился Андрей.

- Нет, земля Божья, садитесь.

- Мы приезжие, хотелось бы узнать об этом крае, может, что и расскажете?

- Что вас больше интересует?

- Всё: и река, и посёлок, - ответил Андрей. - Если можно, пожалуйста.

- Река Кама рыбная, пароходы по ней ходят. Весной разливается, все вот эти улицы заливает. Бывает, на лодках по улицам плавают. Вот, смотрите берега, по этим следам можно определить, какой уровень воды стоял. Посёлок называется Николо-Берёзовка, это районный центр Краснокамского района. Посёлок старый, купеческий, посмотрите, какие дома кирпичные, с размахом жили. В половодье некоторый раз всё водой зальёт, а церковь как на островке остаётся. Вот там недалеко пристань, можно в Уфу попасть, в Пермь и в Астрахань. Много водится зверья и дичи. Народ живёт разный по национальности, но очень добрый, гостеприимный, приветливый.

Уставившись куда-то вдаль, мужик замолчал. Тепло поблагодарив, пожав руку рассказчику, Андрей с Ниной направились к автобусной остановке.

Через некоторое время они удобно сидели на переднем сиденье ЛиАЗа. Автобус медленно тронулся, и церковь осталась позади. Миновав мост через речку Полудёнку, оставив справа кладбище, автобус шёл сосновым лесом по асфальту, мягко покачиваясь. Когда проехали лес, километрах в трёх показался город. Налево и направо были засеянные рожью поля, большая часть была сжата. Водитель остановил автобус у телевышки, Андрей с Ниной вышли.

- Ну что, пройдём по городу? Там, у базара, мы были. Видишь бараки? Как на Уралмаше.

Остановив прохожего, Андрей поинтересовался:

- Давно здесь живёте?

- Родился в Касёво, следовательно, местный, - шустро ответил мужик. - А что интересует?

- Город.

- Вот он, весь город, как на ладони, полтора километра отсюда до того конца. Видите, кран стоит? Это гостиница-ресторан строится, и кверху до Дорожной улицы прикинь – получится по периметру пять километров. Быстрым шагом за сорок минут обойдёшь. Пока Нефтекамск маленький, но это только кажется, - показывая размашисто обеими руками, говорил мужик. - Вот вы приезжайте лет через десять-пятнадцать, тогда увидите наш город подходящим. Это я вам говорю. Я кузнец местный, Соснин, меня тут все собаки знают.

Мужик, прихрамывая, направился в сторону базара.

- Спасибо вам, местный кузнец, - крикнул вслед Андрей.

Вскоре путешественники стояли возле двухэтажного здания по улице Социалистической с вывеской «Ресторан "Нефтяник"». На втором этаже вкусно и недорого покушали. Отдохнули с полчаса и направились в путь. Решили пройти город по периметру. Выйдя из ресторана, прошли по улице Социалистической до проспекта Комсомольского. Затем, повернув налево, прошли возле магазина «Людмила» и остановились возле кинотеатра «Маяк», где красовалась большая афиша «Сказание о земле Сибирской» с портретом артиста Андреева. Рядом находился магазин «Спорттовары». Так дошли до угла строящегося ресторана. Кругом было поле, на котором кругами лежала обмолоченная солома. Андрей сел на одну из копен, пригласил Нину, закурил.

- Я, считай, забил место. Как ты думаешь?

- Видишь, нам нужно ещё знать о будущем этого городка. Дети скоро пойдут в школу, а дальше куда?

- К этому времени, пока наши дети подрастут, здесь будет всё: училища, техникумы, может быть и вузы.

- Может быть, - задумчиво ответила Нина.

Поднявшись, они пошли вверх по улице Ленина. Андрей, увидев стоящую учебную машину, решил подойти.

- Здравствуйте, - поздоровался Андрей с сидящим на пассажирском месте мужчиной лет тридцати, высокого роста, русоволосым, с серыми глазами.

- Привет, - ответил сидящий, не отрывая глаз от газеты в руках. - Проведи осмотр машины.

- Я не курсант, - протягивая руку, сказал Андрей, - я насчёт работы интересуюсь.

- Извините, я думал, новенький пришёл.

Кряхтя, мужчина вылез из кабины и подал Андрею руку:

- Саша.

- Очень приятно, будем знакомы, Андрей. Я по поводу работы. Пока работаю инструктором в Свердловске, хочу сюда перебраться, вот и решил переговорить.

- Тогда пойдёмте к директору, он лучше меня объяснит. Вот барак, тут у нас учебный комбинат треста «Башнефтепромстрой».

Войдя в кабинет, Саша представил Андрея.

- Орлов Александр Иванович, - выйдя из-за стола, представился директор. - Присаживайтесь. Что вас привело?

Андрей рассказал. Директор – мужчина среднего роста, лет тридцати, весёлый на вид, с открытым лицом, внимательно выслушав, сделал какие-то пометки в календаре.

- Нам нужны такие люди, добро пожаловать, работу найдём. Детей устроим в садик. Жена будет работать в поликлинике. Так что, милости просим. Квартиру меняйте. Если мала будет – расширим. Город рассчитан на сто тысяч населения, будет компактным, чистым. Будет развиваться промышленность, технические училища, техникум. Добьёмся, будет филиал Казанского строительного института. Поезда будут сюда заходить, ветку протянем.

Андрей вышел от директора в приподнятом настроении.

- Молодец Орлов, настоящий оптимист, с такими людьми жить интересно, - сказал Андрей и, глядя на часы, добавил: - Пожалуй, нам пора, до поезда остаётся менее часа.

- Не беспокойтесь, я вас отвезу, - сказал Саша.

Андрей помог Нине влезть в кузов. Машина плавно тронулась и взяла курс по улице Гагарина. Из кузова грузового автомобиля хорошо просматривались улицы и все постройки, мимо которых проезжали. Жилой квартал от улицы Ленина до Строителей и от улицы Дорожной до Нефтяников был застроен зданиями барачного типа. В них располагались администрация города, больница, общежития, жильцы.

Расстояние от города до Тупика, километра четыре, проехали быстро. Тепло попрощавшись крепким рукопожатием, Андрей с Сашей расстались как старые друзья. Через некоторое время подошли товарные вагоны. Люди полезли в них, располагаясь на скамьи-сиденья по периметру вагона.

- Город подрастёт, и поезда будут ходить с мягкими вагонами, - сказал Андрей, вспомнив слова Орлова.

 

Через два часа были в Амзе, за столом обсуждали результаты поездки.

- Как, понравился городок? - задал вопрос Денис Емельянович, дядя Нины.

- Городком назвать трудно, но мне понравились люди. Прямо скажу, оптимисты, один кузнец чего стоит! Просил приехать через пятнадцать лет. А директор учебного комбината – умный мужик. Перспективу города представил замечательно. Будут развиты промышленность: лёгкая, машиностроение, нефтедобыча и её переработка, строительство, ГЭС. Инфраструктура – это жильё и больницы, школы, магазины, театры, стадионы и так далее. Место подобрано очень удачно. Река Кама в восьми километрах, железная дорога в тридцати, будут строить большой аэродром. Вот что мы узнали о городе. Больше нас заинтриговали цены на базаре. Мясо – от рубля до двух, яйца – от семидесяти копеек до рубля, молоко – двадцать четыре копейки, рыба – от двадцати пяти до пятидесяти копеек, причём на выбор.

- Вот и решайте, где вам лучше, - выслушав Андрея, улыбаясь, сказала Татьяна Константиновна.

- Да, есть над чем подумать, - произнесла, задумавшись, Нина.

- Решайте, прежде всего, подумав о плюсах. Продукты здесь натуральные и в любом количестве, причём свежие и недорогие. Природа чистейшая – леса, реки. Детям нужна такая атмосфера. Вот это всё плюсы, а минусов, пожалуй, больше в Свердловске, - добавил Денис Емельянович.

 

На следующий день Андрей с Ниной прибыли на Щучье Озеро. Времени было около десяти вечера. Шли по Трактовой улице тропинкой. Правая сторона была сплошным хвойным лесом, местами стояли мощные развесистые ели. Левая сторона застроена большими деревянными домами, сараями, и больше под одной крышей. Так что зимой двор чистить от снега не приходилось. У домов местами лежали коровы, лениво пережёвывая пищу. Солнце было на закате, когда они подошли к дому. Дети ещё бегали под окном, с шумом резвились, играли в прятки. Увидев родителей, Надя крикнула:

- Папа, мама. Ура! Люба, мама с папой приехали!

Подбежав, дети стали ласкаться. Мать достала из сумочки конфеты и угостила детей.

- Ну, как вы здесь без нас, много штрафных заработали? - спросил отец.

- Мы дети послушные, нам не резон штрафные зарабатывать, - парировала Надя.

- Вы у нас молодцы, уже взрослые девочки, самостоятельные, умнички наши, - целуя и обнимая, ласкала детей Нина.

На шум вышла Елизавета Емельяновна с подойником в руках.

- Пошла корову подоить, слышу ваши голоса, думаю, завтра должны приехать, а вы уже тут, всё ли в порядке?

- Да, мама, всё хорошо, съездили нормально. Вам привет от братца, Дениса Емельяновича и низкий поклон от белого лица до половиков, а Порфирию Дмитриевичу от белого лица до сырой земли.

- Идите, Нина, в дом, у меня там похлёбка сварена, собирай на стол. А я быстро справлюсь.

За столом рассказов и расспросов было много. Надолго затянулся ужин. С интересом слушали дети планы взрослых. Решалась дальнейшая их судьба.

Автор:А.ОКЛАДНИКОВ
Читайте нас: