Автор: Ильнур БАЙГИЛЬДИН.
Позже, объезжая одну за другой республики этого благословенного края, я убеждался, что у каждой из них есть своя неповторимая душа. Визитной карточкой Кабардино-Балкарии, несомненно, является целебная Долина Нарзанов и, конечно же, величественный Эльбрус – двуглавый страж, самая высокая вершина России и Европы, устремлённая ввысь на 5642 метра. Именно к его подножию я и держал путь, но прежде чем предстать перед этим чудом природы, мне предстояло познакомиться с другими драгоценностями республики.
Прибыв в Нальчик, столицу Кабардино-Балкарии, я поселился в отеле с патриотическим названием «Россия», расположенном в самом сердце города. Из окон моего номера открывался вид на площадь 400-летия присоединения Кабардино-Балкарии к России, в центре которой возвышается монумент «Навеки с Россией». Но томиться в четырёх стенах не в моих правилах, и я отправился изучать Нальчик, утопающий в зелени скверов и хранящий память в своих памятниках.
Город оказался на диво приятным, ухоженным. В двух шагах от гостиницы раскинулся огромный Атажукинский сад, славящийся своими размерами на всём Кавказе. Я всегда питал слабость к таким паркам, с их тенистыми аллеями и вековыми деревьями. Здесь произрастает более ста видов деревьев и кустарников, включая диковинные виды, такие как японская айва и гинкго. Парк был заложен в далёком 1847 году и с тех пор не раз менял своё имя: Сталинский, Нальчикский… Наконец, в наши дни, ему вернули историческое название, ведь в 1865 году он принадлежал кабардинскому князю Атажуко Атажукину. Я неспешно бродил в гордом одиночестве по тихим аллеям, спустился к стремительной речке Нальчик, давшей название городу, присел на скамейку, познакомился с озёрами парка и даже заметил канатную дорогу, ведущую к вершине одной из гор.
В самых неожиданных уголках парка встречаются памятники, скульптуры и инсталляции. Вот «Звёздный камень», привезённый из Безенгийского ущелья, символизирующий многогранность традиций и народов республики. А вот и галерея с минеральной водой. Гулять здесь можно бесконечно. Мой ищущий взгляд выдал во мне приезжего, и вскоре ко мне подошёл местный кабардинец, взявший на себя идею рассказать о других достопримечательностях республики. Гостеприимство и готовность прийти на помощь – у кавказцев в крови. Я не раз убеждался в этом, сталкиваясь с искренним радушием и желанием помочь, вплоть до угощения бесплатной едой или предложения подвезти куда тебе нужно. Нальчик – безопасный город, где можно спокойно гулять, не опасаясь за себя, даже глубокой ночью.
На следующий день мой путь лежал к знаменитой поляне Нарзанов, расположенной по дороге к Эльбрусу, в живописной долине реки Баксан. Признаюсь, я впервые видел подобные источники, и они произвели на меня неизгладимое впечатление. Около двадцати минеральных источников, окрашенных в ярко-оранжевый цвет, бьют из-под земли, щедро раскрашивая окрестности в рыжие тона. Нарзанные воды богаты железом, натрием, магнием, кальцием, и об их целебных свойствах известно каждому. Я вдоволь напился воды, словно прикоснулся к самым недрам Эльбруса. Ведь это не бутилированная вода, которая долго хранится и, по словам местных жителей, не является настоящим нарзаном. Настоящий нарзан, тот, что бьёт из-под земли, обладает неповторимыми свойствами, но его невозможно долго хранить. Уже через час, набранный в бутыль, он вступает в реакцию, микроэлементы оседают на дно, и вода теряет свой первозданный вид. Поэтому пить его лучше на месте. Я так и поступил: сколько смог – выпил, а с собой взял лишь маленькую бутылку, которую осушил в течение часа.
Проезжая по Баксанскому ущелью, невозможно оторвать взгляд от горной реки и окружающих её гор, взмывающих к самому небу. Чем ближе к Эльбрусу, тем выше становятся горы, постепенно скрываясь в заоблачной выси. У подножия Эльбруса было многолюдно. И это понятно: все хотят увидеть высочайшую точку России и Европы. Спортсмены и альпинисты упорно карабкаются по склону к вершине, а для таких, как я, оборудована канатная дорога, поднимающая на высоту почти 4000 метров, с тремя пересадочными станциями. В закрытой кабинке, уютно расположившись, поднимаешься всё выше и выше, словно паришь в небесах, с высоты птичьего полёта наблюдая ущелья, склоны, водопады и ледники. Зрелище захватывающее! На самой верхней станции, у границы ледника, где лежит вечный снег, стоят снегоходы, ратраки, готовые поднять желающих ещё выше, до отметки 5100 метров.
Удовольствие это не из дешёвых, около 12000 рублей с человека. Мне же было достаточно прогуляться по окрестностям конечной станции Гарабаши, спуститься к склону, побродить по снегу и полюбоваться двуглавой вершиной древнего стратовулкана. Мне повезло: вершины были открыты для обзора, что бывает не всегда, ведь часто они скрываются за облаками. Смотришь и кажется, что вершина – вот она, рукой подать, но, чтобы достичь её, нужна акклиматизация и немалые усилия. Эльбрус не прощает ошибок и халатности, ежегодно забирая жизни туристов, напоминая о том, что восхождение требует подготовки и необходимости соблюдать все правила безопасности, учитывая мельчайшие детали. Даже на высоте 3800 метров, где находился я, ощущалась нехватка кислорода. Об этом свидетельствовало и то, что одной из женщин стало плохо от его недостатка, и её пришлось срочно спускать на фуникулёре на тысячу метров ниже.
В целом, встреча с Эльбрусом оставила у меня самые положительные впечатления, если бы не большое скопление людей и горы мусора на склонах, оставленные бездушными туристами. И, конечно, тревожит интенсивное таяние ледника, обнажающее всё больше склонов величественной горы. Не скажу, что наверху дышится кристально чистым воздухом – следы промышленных газов и другой хозяйственной деятельности человека, доносимые ветрами, ощущаются и здесь.
Уже спустившись вниз, я подкрепился в одном из многочисленных местных кафе и отправился к своим любимым творениям природы – водопадам. Самыми известными в этих краях являются Чегемские водопады, расположенные в ущелье на ручьях, впадающих в реку Чегем. Здесь их три: Малый, Большой и Главный Чегемский, с высотой падения воды до 60 метров. Стоял июль, и струи воды были не такими мощными, как весной, но они всё же были, и я смог насладиться их сверкающим величием. Как и во всех подобных местах, ущелье было застроено и заполнено автомобилями, а вокруг толпились люди. Я прогулялся по ущелью, испил воды из родника, поднялся по лестнице на смотровую площадку, полюбовался видами и отправился дальше, в сторону Верхней Балкарии, к Голубым озёрам в Черекском районе.
Голубые озёра Кабардино-Балкарии – это комплекс из пяти карстовых водоёмов. Я решил посетить Нижнее Голубое озеро, которое привлекло меня своей чистотой и бирюзовым оттенком зеркала воды. Кстати, оно является одним из самых глубоких карстовых озёр в мире. Официальная отметка – 279 метров, но исследователи полагают, что на дне существуют неоткрытые подводные полости, которые ещё предстоит изучить, и тогда глубина озера может значительно увеличиться. Ходят легенды, что озеро соединяется с другими водоёмами, включая даже Каспийское море. Чего только не рассказывают местные жители о затонувших на дне объектах: и автомобили, которые, кстати, действительно, доставали, и рассказы о том, что в озеро сорвался грузовик, гружённый портвейном, и будто бы на дне рассыпаны бутылки этого напитка, и огромная статуя Сталина, и золотая амуниция Тамерлана. Верить в это или нет – дело каждого. Но то, что в озере нет жизни, кроме рачков, – это факт. Из-за высокого содержания сероводорода здесь не могут обитать привычные нам водные организмы. Озеро круглый год имеет температуру около 9 градусов и всегда остаётся неизменным по своему уровню. Но люди всё же купаются в нём. Я наблюдал, как кавказские подростки ныряли в озеро с помостов. Озеро также является тренировочной базой для дайверов Русского географического общества. Здесь, на берегу, построен комплекс для подводных исследований.
Мне всегда нравились подобные Голубые озёра – своей манящей неизвестностью, глубиной, чистотой и красотой. У нас в Башкортостане есть несколько подобных озёр, но скромных по своим размерам и глубине. Я провёл здесь полдня, наслаждаясь местной инфраструктурой: летним кафе на берегу озера и небольшим парком. За одним из столиков с живописным видом я заказал хычины – местное блюдо, лепёшки с разной начинкой. Неторопливо подкрепившись и ещё раз обойдя озеро, я собрался в обратный путь.
Кабардино-Балкария оставила в моём сердце неизгладимый след, разбудила жажду новых открытий и приключений. Я понял, что Кавказ – это не просто горный регион, а живой организм, полный красоты, мудрости и гостеприимства. И я обязательно вернусь сюда, чтобы продолжить своё знакомство с этим удивительным краем, приютившимся на груди Эльбруса.