Новость о том, что в одной из уфимских больниц впервые в республике «прочитали» рентгеновский снимок с помощью искусственного разума, Андрей Алексеевич воспринял с улыбкой.
- Да ради бога, пусть читает. Никогда искусственный интеллект не заменит человека. Ну никогда, ни за что. Какой бы он умный ни был. Тут ведь столько своих нюансов. Давно бы уже заменили. Но ведь не получается.
За годы работы Андрей Шляев изучил десятки, если не сотни тысяч, рентгеновских снимков. И даже с появлением компьютерной томографии и магнитно-резонансного томографа работы у него не убавилось.
- Они не составляют конкуренцию. В моём понимании рентген – основной метод обследования. Начинается с этого. Сейчас сплошь и рядом посылают на КТ и МРТ. Но это больше методы дообследования, уточнение диагноза. Вот снимок: тут явно метастазы опухоли. Но надо найти, где она. И здесь компьютерная томография покажет. Это как та же поликлиника. Всё начинается с участкового терапевта. И здесь всё начинается с общей рентгенографии.
И если грамотно этим пользоваться, уверен врач, снизится нагрузка на КТ и МРТ. Потому к приходу на работу Андрея Алексеевича уже дожидаются десятки снимков. В основном – пациентов стационара.
- Прихожу, а для меня уже лежат снимки на описание. Я беру их, беру историю болезни, и рабочий день начался. Лёгочных больных много и заболевания брюшной полости, и костно-суставные травмы, опухоли, непроходимости. Наверное, уже всё, что может быть, всё проходил. Ну, естественно, банальная общая рентгенология. Я не касаюсь таких частностей, как МРТ и КТ.
Бывает и так, что на снимке обнаруживаются неожиданности. Можно понять, когда маленький ребёнок проглотил монетку или батарейку. Но ведь удивляют и взрослые люди. Некоторые вредят себе сознательно.
- Была женщина, которая чтобы подольше находиться в СИЗО, замочек от куртки глотала. Бывают такие случаи, да. Лет 20 назад в ресторане была драка. В итоге, одна пулька от «воздушки» в затылке у человека, а от травматического пистолета – под мозжечком. Может быть, ещё пару сантиметров и убили бы его.
К счастью, такие случаи всё-таки редкость. О выборе профессии Андрей Алексеевич, по его собственному признанию, не жалел ни дня. Хотя в медицину он попал не сразу. Несколько раз поступал в медицинский, но не вышло. А сидеть без дела он не привык.
- Мой первый рабочий день был 1 марта 1968 года. Мне было 18 лет, и я устроился слесарем контрольно-измерительных приборов в ремонтно-монтажный цех в «Арланнефть». Три года отработал там, потом год – подготовительные курсы рабфака при мединституте. Закончил. По распределению попал в тубдиспансер. 19 лет там отработал. Подцепил туберкулёз. Прооперировали. Так больше работать было нельзя. Перешёл в рентгенологию. Здесь, в рентгенологии, я с 1996 года.
А ещё, будучи студентом, он стал активным членом профсоюза. Вспоминает, когда поступил в 1971 году, его сразу выбрали организатором профсоюзной группы.
- Там семь лет, пока учился, был профгруппоргом. В тубдиспансер пришёл – профгруппорг. Сюда пришёл – то же самое, - смеётся он. – Спортом занимаюсь. Недавно деревья высаживали на аллее. Где только можно – там участвую. Постоянно стараюсь в волейбол играть. Недавно, вот, турнир был для пенсионеров. Плаваю. На мотоцикле люблю ездить. Зимой – на коньках, на лыжах. Много всего. А как ещё себя в тонусе держать? Сидеть и брюхо отращивать, что ли? – улыбается врач.
Такой активности удивляться не приходится, хотя Андрею Алексеевичу 74 года. Но достаточно поговорить с ним несколько минут и становится понятно, что он общительный человек, не лишённый чувства юмора. Поэтому и о пенсии, несмотря на солидный стаж, речи не идёт.
- Народ у нас молодой, народ весёлый. Главное, что грамотные все ребята. Вот что хорошо. Одно удовольствие с ними работать.