На мой взгляд, работа с детьми любого возраста очень ответственна, так как заложенные качества в раннем возрасте – отражение уже во взрослой жизни. Для воспитателей детских садов я б предложил разработать интересные программы для всестороннего развития малышей: по музыке, хореографии, литературе. Необходимо приучать детей к здоровому образу жизни. Совместные игры позволят, мне кажется, сформировать такие качества, как щедрость, доброту, бескорыстие. Дошкольное образование – особенное, и, будучи министром образования, я б сделал упор на обучение и воспитание малышей именно в этот период.
Школа. Когда мы слышим это слово, мы представляем весёлые перемены с задержкой в столовой, насыщенные уроки, а кто не шалил на них? А если учитель открывает журнал, то всё – держись… Я б здесь обратил внимание на некоторые вещи.
Во-первых, система сдачи экзаменов. На мой взгляд, ныне существующая система сложна и приносит много проблем ученикам, учителям и родителям. Я б предложил заменить на альтернативные экзамены, которые существовали в прошлом нашей страны или как существуют ныне в США, Китае и в других информационных странах.
Во-вторых, предложил бы практику Японии, где уборщицы в школах отсутствуют – ученики сами убираются, моют доски и полы после уроков. Я думаю, это будет развивать уважение к чужому труду и накапливать жизненный опыт. Также можно разработать программы по трудам: мальчики учатся деревообработке и металлообработке, правилам дорожного движения, даже элементарно как закрутить лампочку или сделать розетку – это важно; девочки – домоводству, швейному делу и организации питания. Здесь можно добавить модуль о семье и её ведении, что позволит решить, на мой взгляд, проблему разводов среди молодёжи. Хоть всё это и есть сегодня в школе, но к предложенным трудовым дисциплинам стоит отнестись министерству образования серьёзнее.
В-третьих, досуг школы и самоуправление. Ученикам можно предложить дискотеки, интересные спортивные мероприятия, кружки по разным направлениям. Ученические советы и президенты, если их работа будет официальнее, позволят развивать деятельность внутри школы, предлагать интересные идеи. Не стоит забывать о дополнительном образовании, оно требует полной поддержки министерства: техническое оснащение, финансирование конкурсов на мировом уровне, подготовка деятелей культуры, даже в узком плане. Оно должно быть доступно всем – в том числе для детишек с ограниченными возможностями здоровья: для таких детишек нужны достойные условия и индивидуальный подход.
Современная школа – целая система, в которой необходимо учитывать потребности и учителей, и учеников, создавая определённые условия для всестороннего развития. Если б я был министром образования, то точно постарался создать и предложить всё это.
Учителям, педагогам, воспитателям предлагаю отменить «бумажную работу» и уже давно использовать информационные технологии, которые способствуют уменьшению работы с документами вручную. Тогда у учителя останется больше времени на общение с учениками и собственному духовному развитию.
В целом, если брать весь охват образования, то он большой. Можно раскрыть тему среднего образования, высшего и послевузовского. Всегда есть плюсы и минусы, и в информационном обществе мы должны находить «золотую середину». Образование касается каждого, и каждый из нас может предложить что-то своё, интересное, креативное. Хочется, чтоб из кабинета русского языка и литературы выходили Пушкины и Лермонтовы, из кабинета химии – Менделеевы и Бутлеровы, из спортзала – Яшины и Макаровы, из кабинета пения – Мусоргские и Шостаковичи, из кабинета рисования – Серовы и Репины. И это возможно!