Школьники, а в большинстве своём выпускники, подвергаются огромному давлению учителей, родителей и, страшнее всего, – самих себя. Поэтому лично у меня есть несколько идей на тот случай, если мне выпадет шанс подправить систему обучения, став министром образования.
Прежде всего, хочется сделать акцент на преувеличении значения заветного красного диплома. Скорее, это пережиток прошлого – слепо ставить целью своей жизни высшее образование. Безусловно, оно важно и никогда не будет лишним. Но установки о том, что, не сдав экзамен максимально качественно, ты обречён на неудачную жизнь, работу на заводе за копейки и никогда не достигнешь своей мечты – определённо лишнее в XXI веке. Возможности есть на каждом углу. Главное – научиться уметь их видеть и использовать с умом. А если тебе так и не дались логарифмы, уравнения или задачки по физике – это ещё далеко не так смертельно, как твердят учителя.
Поэтому в первую очередь я бы поработала именно с массовым сознанием. Мероприятия, посвящённые истинным интересам учеников, всевозможные выступления на тему того, почему учиться и узнавать новое – действительно круто. Желание познавать мир должно идти только от сердца.
Для учителей же можно проводить семинары, где опытные преподаватели могли бы дать совет, как структурировать уроки так, чтобы было и полезно, и интересно. Ведь немногие учителя могут быть со своими подопечными на одной волне, располагать ученика к себе, чтобы он не боялся ошибаться и выделяться среди других. Держать подростков в ежовых рукавицах давно не лучшая идея для качественного обучения. В роли стимула, думаю, может послужить достойная заработная плата. К большому сожалению, труд преподавателей сейчас зачастую оценён не по достоинству.
Неплохо было бы перенять некоторые западноевропейские каноны. Например, сделать так, чтобы в школах было по три-четыре обязательных предмета, а количество остальных уроков в неделю выбирал каждый сам в зависимости от своих планов и интересов. Так, у обучающихся будет индивидуальное, подписанное директором и завучами расписание.
Ремонт во многих школах также необходим. Всё для того, чтобы присутствующие ощущали себя комфортно, как дома. Вышеперечисленное касается и вузов. Бесплатно, доступно и интересно – «три кита» успеха.
Несомненно, во всем есть свои плюсы и минусы, на тему которых можно говорить бесконечно. Но только в наших силах сделать так, чтобы достоинств российского образования было в разы больше, нежели недостатков.