Данное произведение кинематографа носит непримечательное название «Без улик». Пересмотрел я его, наверное, за последние несколько дней раз десять. По началу он мне казался максимально лишённым всяких признаков детектива (отмечу, в описании кино фигурирует как «психологический детектив»). Но на первом этапе связь между заданным и увиденным, конечно, я не обнаружил. Хочу остановиться на одной из героинь, которую сыграла небезызвестная, думаю, вам Людмила Шевель. Речь пойдёт о Юлии. Не буду останавливаться на подробностях изобразительного плана фильма, которые напоминают французские драмы 1970-х (такие, как «Грязный мечтатель», «Жозефа», например).
Почему-то в Юлии я нахожу толстовскую Анну, чья душа больна явно, но она способна на любовь до последнего. К слову, у Маляновича и у Толстого присутствует, что самое важное, мальчик: ему не дано понимать окружающую суету, он просто привык искренне любить. Удивительно, что начинается и заканчивается фильм именно с эпизода с маленьким героем Мареком. Окружают его обслуги дома, с которыми он явно не ладит, но по-своему их любит. Не напоминает ли Серёжку Каренина?
Юлия своеобразна. В фильме присутствует отпечаток советских фильмов 1970-х: традиционно по набережной идёт девушка с зонтом или с шарфом, улыбаясь прохожим. Эта сцена дважды появляется. Видимо, как и два убийства. Анна тоже готова лишить жизни кого-то ради счастья, но клин сходится на ней самой. Я могу долго рассуждать, сравнивая двух героинь, но они похожи, по моему скромному мнению.
Музыка. Евгений Дога – мастер: художник и психолог. Иронично, ведь чеховский детектив предстает на экране через Эмиля Лотяну в 1979 году как драма. И причём хорошая. Взять тот же вальс, то же прощание («марковская минута молчания»). Может, в этом кроется ответ на мой вопрос о несостоятельности «Без улик» как детектива? Такая же участь постигла «Гонки по вертикали» (1982), где взаимодействие героев Гафта и Мягкова уходит на второй план из-за, не побоюсь сказать, шикарной музыки.