+7 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ЖКХ
13 Ноября 2018, 16:54

Промотали время?

Реформа. Перестройка системы обращения с коммунальными отходами тревожит горожан.
Последние пять лет шла реформа капремонта жилфонда. В принципе цель достигнута, недоремонт жилфонда в Башкирии остановлен.
Правда, с собираемостью взносов ещё остаются вопросы. Конечно, утопия мечтать о 100-процентной собираемости. На повестке дня стоит задача достичь приемлемых величин.
Теперь в регионе разворачивается следующая большая реформа. Если говорить по-простому, предстоит на ходу перестроить существующую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Между этими двумя реформами имеется общее.
Прежде всего, их отличает большой охват населения. В первом случае преобразования затронули всех жителей многоквартирных домов, в стране таких – миллионы. Вторая коснётся ещё большего числа людей – фактически всего населения России.
Во-вторых, обе реформы имеют практически одинаковый бюджет.
Сравните сами. Среднестатистическая нефтекамская семья, втроём проживая в трёхкомнатной квартире площадью 63 квадратных метра в пятиэтажном доме, ежемесячно платит взнос на капремонт в размере 352 рублей. С нового года за мусороудаление она будет платить вполне сопоставимую сумму - 423 рубля.
Одним словом, задача перед реформаторами стоит масштабная, и как всегда, времени на подготовку – всего ничего.
Как известно, ответственность за реформу законом возложена на структуру, которая называется региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Для Нефтекамска им весной стало ООО «Дюртюлимелиоводстрой». С 1 января 2019 года регоператор становится полновластным хозяином. Как организация распорядилась драгоценным временем?
Процитирую обращение в газету нашей читательницы С.А. Карамовой: «Узнала, что с одного человека за вывоз мусора будем платить 140 рублей. Кто принял такое решение? Это очень дорого, если с человека, а не с квартиры. Столько мусора у меня не бывает… Возмущение этот вопрос вызывает не только у меня. Мы, пенсионеры, в шоке. И никаких разъяснений нет. Как будет приходить платёжка – отдельно или в общем списке?»
И это не единственный подобный вопрос в газету.
Из этого со всей очевидностью становится понятно, что главная задача подготовительного периода – просвещение населения, разъяснительная работа, популяризация новации толком не велась.
Прежде чем продолжить рассказ, напомню, так сказать, на пальцах опыт разъяснительной работы регионального оператора капремонта жилфонда.
В Нефтекамске в подготовительный период по инициативе и при обязательном участии представителей регионального оператора по капремонту проходили следующие мероприятия (называю только те, в которых принимал участие).
За короткое время состоялись не менее трёх больших совещаний в администрации города. Четыре раза прошли встречи со старшими МКД (дважды в ГЦК, по разу в актовом зале музыкальной школы и во Дворце молодёжи). Также было несколько локальных приёмов населения. Я участвовал в трёх.
Во всех 10 встречах было много народу, было поднято много разнообразных вопросов.
Для индивидуальной работы с населением регоператор также организовал телефонную линию. Правда, статистики по ней у меня нет, но звонившие говорили, что «дозвониться сложно». Следовательно, можно сделать вывод, что охват населения тоже был значительный.
На сайте регионального оператора была открыта электронная приёмная, в которую люди адресовали свои вопросы. Она, конечно, не охватывала всё население, поскольку доступна была только интернет-грамотной части. Но свою лепту в просвещение общества вносила.
Теперь про то, что сделано регоператором по обороту ТКО в подготовительный период для разъяснения новшества.
В администрации города состоялась презентационная по характеру встреча представителей регоператора.
С целью установить обратную связь открыта горячая линия.
Ещё в администрации города состоялось совещание с руководителями управляющих компаний, гаражных и садоводческих организаций. Только регионального оператора на мероприятии не было, так что это не его заслуга. Мероприятие организовала администрация Нефтекамска.
Таким образом, по количеству разъяснительных мероприятий счёт 10:2 «в пользу» регоператора по капремонту. А уж по охвату соотношение вообще несопоставимое.
Активная разъяснительная работа является основой сотрудничества населения с регоператором. Одним из надёжных индикаторов поддержки населением нововведения является размер собираемости взносов на капремонт. В Нефтекамске собираемость взносов на капремонт менялась следующим образом:

Нефтекамск Дата Сбор, %
декабрь 2017 31
февраль 2015 41
октябрь 2016 86
июль 2017 82
октябрь 2018 85
Несмотря на активную разъяснительную работу регоператора по капремонту, как показывает таблица, собираемость взносов росла со скрипом. А что с 2019 года будет с собираемостью взносов на оборот ТКО?
Упущения в разъяснительной работе - это не все примеры бездарной траты со стороны ООО «Дюртюлимелиоводстрой» подготовительного времени. По имеющейся у издания информации, регоператор уходит от связи не только с населением, но и с местными органами государственной власти и управления.
Одним из важных дел по реализации реформы является учёт всех несанкционированных свалок мусора. В наших краях, как и везде, стихийных свалок хватает. На выявленные объекты для освидетельствования требуется выезд комиссии, в состав которой входит представитель регоператора. Так вот, регоператор приглашения выехать на обследование объектов игнорирует.
Для охвата территории городского округа новой системой мусороудаления требуется организация дополнительных контейнерных площадок в тех местах, где их не было. В частности, в сельских поселениях, в гаражных кооперативах, садоводствах. Со стороны Нефтекамска всё сделано в установленный срок. Руководство регоператора избегает контакта с администрацией города по этой теме.
Словом, ситуация тревожная и даже напряжённая.
В Нефтекамске в последнее время сложилась действенная система мусороудаления. Конечно, к ней у населения тоже случаются претензии, но в целом она вполне работоспособна. Так вот, при демонстрируемом отношении регионального оператора к своим обязанностям есть опасность, что нефтекамцев в этом плане ждёт непростое будущее.
НАША СПРАВКА. С 1 ноября в Башкирии все вопросы, связанные с мусором, оплатой новой коммунальной услуги, можно задать специалистам по телефонам горячих линий региональных операторов. Время работы — с 9.00 до 17.00 в будние дни. Звонки бесплатные, сообщает пресс-служба Минэкологии РБ. У каждого из четырёх работающих в Башкирии регоператоров своя зона ответственности и свой номер горячей линии. Зона №2 закреплена за ООО «Дюртюлимелиоводстрой». Этот регоператор обслуживает городской округ г.Нефтекамск, а также Аскинский, Балтачевский, Бирский, Бураевский, Дюртюлинский, Илишевский, Калтасинский, Караидельский, Краснокамский, Мишкинский, Татышлинский, Янаульский районы и город Агидель. Телефон его горячей линии - 8−800−511−84−20.
Письмо в тему: «Мы столько мусора не производим!»
Материал уже готовился к печати, когда мы получили ещё одно письмо на эту тему с обращением к руководителю региона. «Уважаемый Радий Фаритович! Обратите, пожалуйста, внимание на надвигающуюся волну возмущений по поводу сбора и вывоза ТКО (твёрдых коммунальных отходов). По информации из СМИ, региональный оператор планирует установить цену за вывоз ТКО по 140 рублей с жителя многоквартирного дома и 200 рублей - с частного. Со слов регоператора кубометр мусора обходится в 650 рублей, получается, что житель частного дома должен собрать одно десятилитровое ведро мусора в сутки, а житель квартиры семилитровое. Средняя семья из четырёх человек, соответственно, четыре ведра. Думаю, что столько отходов не бывает ни у кого. У меня частный дом и отходов за полгода набирается килограмм 100. Всё, что горит, сжигается в печи, пищевые отходы идут на корм скотине, ботва в компост идёт, металлические крышки и банки в чермет.
Я поддерживаю организацию по сбору и сортировке и переработке ТКО, но тарифы должны быть разумными, а лучше сделать оплату по факту сданного мусора на полигоны, тогда и не будет соблазна у мусоровозов скинуть его в лесу. К примеру, собирают машины мусор с нашего села, везут на весовую полигона, там взвешивают, фиксируют, подсчитывают месячную сдачу и делят на всё село. Чтобы не было соблазна приписать и изменить принятый вес, можно установить онлайн-видеокамеры и обязать полигоны вести открытую онлайн-отчётность по количеству собранного мусора.
Не оставьте, пожалуйста, эту проблему без внимания. Моей семье из шести человек, где четверо детей, сумма в 1200 рублей будет неподъёмной, да и соседям-пенсионерам (которые раз в три дня ходят в магазин) сильно ударит по карману. Просьба распространить (репост) это обращение всем жителям Башкортостана и, возможно, оно дойдёт до адресата. Эта проблема касается всех жителей региона».
От редакции. Вот такое письмо благодаря репосту дошло до нашей редакции, а мы, соответственно, переправили его в рабочую группу при администрации Главы Республики Башкортостан по обращениям граждан. Хотя автор письма не указан, проблема действительно волнует многих, да и в том, что предлагается, есть рациональное зерно.


Читайте нас: