Первый. В редакцию позвонила В.А. К-ва:
- В январе за отопление заплатили в два раза больше, чем в сентябре. Нефтекамск в списке пяти городов с завышенными тарифами. Почему, спрашивается? Разве Нефтекамск – город миллионеров? Мы возмущены до предела! Платить на 400 рублей больше, чем остальные, неизвестно почему - очень даже непонятно. Пусть ответит администрация!
Второй пример. В среду по предложению пенсионерки Г.А. Б-вой, всю жизнь проработавшей бухгалтером, ознакомился с её платёжками за отопление. Она показала следующую табличку.
Как показывает таблица, после перехода на новую схему оплаты наша читательница платит на 36,8 процентов больше.
Начали с ней разбираться.
Известно, сумму, которую люди платили прежде в течение 12 месяцев, теперь должны оплатить за 8 месяцев. Это даёт 30%.
Во-вторых, произошли изменения тарифа. Если с 1 июля 2018 года он составлял 2057,45 рубля за 1 гигакалорию, то с 1 июля 2019 года – 2134,16 рубля. Увеличение составляет 3,73%.
Суммируем проценты и получаем ожидаемый прирост на 33,73 процента.
У Б-вой произошёл рост на почти 37%.
Третий факт. В редакцию поступил сигнал, что в офисах «БашРТС» столпотворение возмущённых граждан. В среду с утра побывал также там.
В центральном зале находилось шесть человек. Более напряжённой оказалась ситуация в центре обслуживания клиентов по адресу: ул. Победы,3. В небольшом помещении ждали приёма, вместе с вышедшими на улицу, 26 человек.
Люди выглядели озабоченными, мрачными. Переговорил с теми, кто был расположен отвечать. «Коллективный» ответ был следующим:
- Пришли разбираться с завышением суммы. Почему нам не объясняют, откуда взялись такие цифры? Да, вырос тариф. А почему нам начисляют по нормативу, почему нет общедомового прибора учёта?! Почему наш фасад не утеплили, как в «китайской стене»?
Ведущие приём клерки «БашРТС» пытались разобраться с каждой квитанцией, но убедить клиентов у них не совсем получалось.
Справедливости ради следует отметить, что сегодня критическое отношение к реформе демонстрируют не все нефтекамцы.
В понедельник в газету позвонила М.Г. П-ва. Её насторожило, что в январской платёжке за отопление указано 00 рублей. Её тревожило, что вдруг произошла ошибка и, когда разберутся, пришлют счёт сразу за два месяца. Для пенсионерки с фиксированным доходом такое нежелательно.
Естественно, тут же выдвинулся к М.Г. П-вой. Всё подтвердилось. Просил П-ву пригласить соседку, чтобы и та показала квитанцию за декабрь. Там была точно такая же «сумма». И мелким шрифтом - пояснение: «Отражена корректировка платы за отопление за 2019 год, в котором произошло изменение способа оплаты».
Заинтригованный таким разбросом в квитанциях, позвонил родственникам: а как у них с платёжкой за декабрь? Оказалось, в их квитанции практически та же цифра, как в ноябре.
К чему здесь привожу последние факты? Общение с возмущёнными потребителями теплоэнергии создавало впечатление, что весь город ополчился против «БашРТС». На деле оказалось, что рост стоимости оплаты в декабрьской квитанции затронул не всех.
До последнего времени между собственником жилья, который пользуется центральным отоплением, и теплогенерирующим предприятием имелся посредник. Фактически это был кассир, и только. Ему, прямо скажем, было безразлично - вовремя будет оплачено отопление или нет. Поэтому построенная в своё время система оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев для него не имела особенного значения.
Тепловики же в свою очередь были крайне недовольны таким порядком. Фактически их труд оплачивался в рассрочку, то есть они кредитовали потребителей.
Осенью началось реформирование существовавшей системы. Так вот, заключив прямые договоры с потребителями, «БашРТС» сразу решительно взял быка за рога.
И несмотря на обильную предварительную разъяснительную работу, для некоторых потребителей такой подход оказался неожиданностью. Думается, отсюда столь острая реакция.
В «незнакомой» ситуации оставлять жителей один на один с монополистом было бы ошибкой.