Когда началась спецоперация, нефтекамец служил в Чечне. Решение пойти на СВО он принял сразу. Признаётся, что задачи кинологов остались прежними, вот только опасности подстерегают новые.
- Чеченская война и СВО – это разные вещи. Там было понятно, куда стрелять, куда идти. А теперь не поймёшь, откуда прилетит. Надо оборачиваться, смотреть вокруг себя и за небом надо постоянно наблюдать. Помогают антидроновые шторы. Мы их развешиваем, и в них запутывается коптер. Он не может их «скинуть», а значит, и врезаться не может. Эти шторы хорошо выручают.
- Расскажите о своём напарнике.
- У каждого кинолога своя закреплённая собака. С детского возраста её берёшь, воспитываешь, готовишь к службе. Чем лучше её тренировать, тем лучше и дольше она будет служить. Ещё до СВО мы ездили по всероссийским соревнованиям. Занимали первые места среди нашего рода войск. Так помогает опыт, накопленный годами. Наши собаки породы немецкая овчарка и бельгийская. Сейчас чаще заводим бельгийских – они повыносливее и пошустрее. Больше подходят для жаркого климата. Мы с собаками всё время совершенствуем навыки. Постоянно идут тренировки. У меня бельгийская овчарка Лика. Вместе с ней обследуем школы, дома, административные здания. Проверяем пути следования воинских колонн, чтобы они беспрепятственно проходили, чтобы самодельные взрывные устройства не были заложены. Сначала мы идём, потом колонны проходят. Находим мины, закладки, СВУ и боеприпасы в заброшенных зданиях. То, что враги ещё до начала СВО готовили. А они действительно готовились, да.
- Рассказываете семье о том, как проходит служба?
- О трудностях – нет. Говорим, что шашлыки едим, отдыхаем, летом в море купаемся.
Они не верят, конечно, ведь по телевизору всё видят и слышат. Но семья уже привыкла за столько-то лет. Я же с 2009 года нахожусь на службе. Зять у меня мобилизованный тоже.
- А как проводите отпуск?
- Моя супруга – волонтёр. Я помогаю ей. Собираем посылки нашим военнослужащим. Сейчас закупили рации, наушники, аптечки. Я у них как консультант. Если что-то заказывают, то подсказываю. Например, рацию покупаем. Она спрашивает, какая лучше по дальности действия. Если аптечки, то какими медикаментами надо заполнить. Жгуты-турникеты недавно заказывали. К каждой аптечке прикрепили. Подсказываю, что самое необходимое на передовой. Я служил на разных направлениях, поэтому знаю, в каких областях какая ситуация: где горячо, а где ещё жарче, как говорится. Например, какое нательное бельё нужно по климату и так далее. Свечи и масксети очень помогают нам. Враг бьёт по технике, по скоплению людей. Сетями накрываем блиндажи. Свечи, которые делают волонтёры, очень помогают в блиндажах, чтобы дыма не было. И чтобы тепловизоры дронов их не видели.
- Настрой остаётся? Что позволяет держаться?
- Настрой хороший, боевой, потому что знаем, что правда за нами. Сила, как говорится, в правде. Мы знаем, что мы победим. Мы знаем это. Поэтому все идут вперёд. В моём подразделении 12 человек. И каждый на СВО побывал уже не по одному разу. И никто не разочаровывается. Все идут добровольно, никого не заставляют. Все знают, куда идут и для чего.