Автор: Регина КУЗНЕЦОВА.
Встретились в первый рабочий день наступившего года. Эльдар Валидов с ходу перешёл к делу.
- У нас было обращение по покупке квартиры. Ветеран СВО попросил скидку, и начали туда-сюда гонять человека. Вопиющий случай. Ему говорят, что нужно какое-то письмо от администрации. Идите туда, берите письмо, с ним приходите и так далее, и так далее. Я хочу обратиться к коллегам, чтобы сразу сигнализировали о таком, и мы вовремя реагировали. Если нужна реабилитация, не надо, чтобы боец бегал и спрашивал, как и что. Чтобы не отправляли его по кабинетам, а мы всё это сделали.
Демобилизованных нефтекамцев, помимо Эльдара Валидова и его коллег, выслушали руководитель центра поддержки участников СВО Артур Гарипов, военный комиссар города Дали Габдрахимов, главный врач больницы Рафаэль Зиятдинов, начальник отдела трудоустройства центра занятости населения Татьяна Байдуганова, директор нефтекамского филиала центра соцзащиты Миляуша Мухаметшина, а также участник проекта «Герои Башкортостана» Рафаэль Султанов.
Первый вопрос прозвучал от Валерия Алеева, получившего ранение ног в ходе выполнения боевых задач. Трудности, с которыми он сталкивается, знакомы многим ветеранам СВО. Это пандусы и парковки для инвалидов.
- Бывает, что я на коляске езжу. Когда нерв защемляет, я ходить не могу. Но пандус у дома крутой. И можно попросить сделать парковку для инвалидов рядом с подъездом?
Ему объяснили, что такое машиноместо не будет индивидуальным. Им вправе пользоваться все водители с инвалидностью. Но часто свои авто туда ставят люди, к этой категории не относящиеся. Особо циничные даже лепят на лобовое стекло соответствующий знак. На таких можно найти управу. Например, сделать фото и отправить в чат-бот ГАИ в Телеграм. Помогут и регулярные рейды с участием Госавтоинспекции. Существует реестр, где учтены машины людей с инвалидностью.
Медицинские осмотры, лечение и реабилитация, присвоение категории инвалидности – хождение по кабинетам может быть долгим, особенно если не знаешь, с чего начать. Ещё один ветеран СВО, воспользовавшись случаем, обратился напрямую к главврачу.
- Мне нужно встать в очередь на операцию по замене сустава. Долго ждать придётся?
- Сегодня есть возможность попасть в федеральные центры по замене суставов достаточно быстро. Два-четыре месяца. Не больше. Федеральные центры находятся рядом. В Екатеринбурге, Челябинске. Сориентируем, подскажем, - ответил Рафаэль Зиятдинов.
Также он объяснил порядок выдачи льготных лекарств по медицинским показаниям и ответил на другие вопросы. Каждый случай индивидуален, и его разберут отдельно уже в ходе личного общения.
- Люди, которые не смогли присутствовать, свои обращения мне уже передали, и мы будем решать эти вопросы, - заверил участник проекта «Герои Башкортостана» Рафаэль Султанов.
Тема трудоустройства - одна из важнейших для вернувшихся с фронта. Центр занятости населения предлагает пройти бесплатное обучение. Повысить квалификацию или освоить новую специальность. При этом советуют учитывать возможности здоровья. Например, после контузии сложно трудиться целые сутки. Для ветеранов СВО в скором времени организуют отдельную ярмарку вакансий. Подскажут, с чего начать и тем, кто хочет открыть собственное дело.
- У нас приняты изменения в федеральном законе по определению категории «участники СВО и члены их семей». В скором времени ожидаем внесение этих изменений в законодательство Республики Башкортостан. После этого они смогут воспользоваться адресной социальной помощью на основании социального контракта и получить 350 тысяч рублей. Без подтверждения доходов. Могут открыть дело сами, либо члены семьи при согласии участника СВО, - пояснила директор нефтекамского филиала центра социальной защиты РБ Миляуша Мухаметшина.
За советом можно обратиться к бизнес-шерифу, либо в центр «Мой бизнес».
Ещё один ветеран СВО передал просьбу солдат с передовой отправить им гладкоствольные ружья для борьбы с дронами. Руководитель центра поддержки участников СВО предложил не менее эффективный способ сбивать вражескую технику. Он опробован на фронте. Так разговор зашёл о заявках на гуманитарную помощь. Иногда в них включают, например, коптеры. А стоят они сотни тысяч рублей. На это не выделяются бюджетные деньги. Суть такой поддержки – личная инициатива бабушки, которая вяжет носки, предпринимателя или предприятия, выделяющего стройматериалы и другие необходимые в боевых условиях вещи. Собрать деньги на покупку дрона можно, но сколько времени это займёт?
- Кто бы что не говорил, что никто не помогает, – помощь большая есть. Чтобы собрать самый минимум – 20 тонн – требуется очень много времени и сил. Стараемся отработать каждую заявку, но всё это по возможности, - объяснил руководитель центра поддержки участников СВО Артур Гарипов. – Иногда заявки приходят на сумму под пять миллионов. Это нереально.
Среди других тем были семейная ипотека, спортзалы для тренировок, компенсация на захоронение погибших бойцов, капитальный ремонт домов и другие. За час общения обсудили много вопросов, теперь надо решить поставленные задачи.
Также экс-военнослужащим рекомендовали быть аккуратными при совершении различных сделок. Мошенники не дремлют.
- И я вас прошу, когда покупаете машину или квартиру, будьте предельно осторожны. Сейчас много мошенников. И чего только не придумывают. У меня есть юрист. Приходите, он документы посмотрит. Денег я с вас за это не возьму, - сказал военный комиссар города Дали Габдрахимов.
Общение городских властей и нефтекамских ветеранов СВО станут регулярными.
В Башкортостан из зоны проведения спецоперации уже вернулись более трёх тысяч военнослужащих. И теперь необходимо сосредоточиться на адаптации к мирной жизни тех, кто уже исполнил свой долг.