+17 °С
Ясно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
3 Августа , 13:35

Дорога в небо Светланы Капаниной

Всероссийский слёт любителей авиации «Открытое небо», прошедший 20 июля, собрал на аэродроме Первушино пилотов – спортсменов, любителей, инструкторов, профессионалов - со всех концов страны, среди них немало интересных, неординарных личностей. Но, конечно, особый интерес у всех вызвала Светлана Капанина — семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолётному спорту.

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

Светлана Капанина является единственной женщиной-пилотом, обладательницей Гран-при Кубка мира. В её копилке – шестьдесят семь золотых медалей, двадцать шесть серебряных и тринадцать бронзовых наград. Она - лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации и занесена в Книгу рекордов Гиннесса — как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. 

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

И вот Светлана Капанина здесь, в Башкирии. Честно говоря, я не была уверена, что смогу побеседовать с ней так запросто, без предварительных договоренностей и аккредитации. Но оказалось, что Светлана очень доступна в общении, в ней нет никакой звездности. Несмотря на то, что она выступала на слёте с двумя программами, и много времени отнимали какие-то организационные вопросы, она находила время и для журналистов, и для зрителей, и для коллег-пилотов: фотографировалась, раздавала автографы, отвечала на вопросы. Удивительно простая, обаятельная, непосредственная, с хорошим чувством юмора, она сразу располагает к себе.

Людмила Сабитова, «КЗ».
Фото:Людмила Сабитова, «КЗ».
Людмила Сабитова, «КЗ».
Фото:Людмила Сабитова, «КЗ».

СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ

Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания „Сухой“» «ОКБ Сухого». И это, не говоря о её чемпионских титулах и спортивных достижениях. А ведь всё могло сложиться по-другому.

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».
Светлана Капанина не только классный пилот, но и прекрасный собеседник. Фото: Лия Сабитова, «КЗ».
Светлана Капанина не только классный пилот, но и прекрасный собеседник. Фото: Лия Сабитова, «КЗ».

Светлана, по её собственному признанию, попала в авиацию случайно, хотя спорт всегда увлекал её. В детстве она занималась спортивной гимнастикой, любила кататься на мотоциклах. После 8-го класса Светлана поступила в медучилище на фармацевта, после окончания которого была направлена на работу в город Курган. Именно здесь она решила осуществить свою давнюю мечту – прыгнуть с парашютом. Но когда пришла в аэроклуб и спросила у первого встречного, где находится парашютная секция, тот ответил симпатичной девушке: «Зачем вам парашютная секция, давайте лучше к нам, в самолётную, а с парашютом мы вас и сами сбросим!». И когда она, наконец, нашла кабинет, где шла запись в секции, машинально назвала самолётную вместо парашютной. И не стала поправляться, боясь показаться нерешительной. 

- Так нелепая случайность подтолкнула и дала дорожку в небо, - говорит Светлана. - Вообще, я считаю, что в жизни есть ручеёк судьбы, который нас выводит в своё некое русло. Поэтому желаю всем попасть именно в это русло и, не очень сопротивляясь, помогать плыть по нему, и тогда всё получится: достигать своих целей, видеть эти цели. Но достигать их и идти к ним нужно с любовью к людям, тогда всё получится. Тогда вы будете лучшими, тогда вы будете самодостаточными. Помните: бумеранг возвращается всегда!

У самой Светланы стать лучшей получилось. Хоть и не сразу она разглядела в самолётах дело всей своей жизни. И в небо влюбилась далеко не сразу. Сначала была теория, которая была скучна и казалась ненужной. Хотелось скорее сесть за штурвал и отправиться в самостоятельный полёт. Но и первый самостоятельный полёт разочаровал.

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

- Это был горизонтальный полёт: взлетел, пролетел круг и сел. Страшно не было. Инструктор по традиции перед первым полётом, чтобы взбодрить, рассказал анекдот: «Удав спрашивает у мартышки, слонёнка и попугая – что главное в самолёте? Мартышка говорит: «Хвост». Слон: «Пропеллер». Попугай: «Крылья». Удав: «Нет, друзья, главное в самолёте – не обделаться». В общем, после такого напутствия, конечно, нельзя было ударить в грязь лицом. Но ожидаемых ощущений я не испытала. И уже подумывала – не бросить ли это дело? Инструктор, видимо, почувствовал что-то такое, и предложил слетать на пилотаж. Конечно, на этот раз я была только в качестве пассажира, но эти ощущения, когда головокружительно меняется местами небо, земля и снова небо, не забуду никогда. Это был самый невероятный полёт, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращались вокруг самолёта! И хотя я знатно побилась головой о фонарь кабины, восторг был неописуемый! Этот полёт определил всю мою дальнейшую судьбу. 

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

Помимо хорошего вестибулярного аппарата и трудолюбия, инструктор разглядел в девушке явный талант к лётному делу, и вскоре ей предложили постоянную работу в аэроклубе, подозреваю – чтобы она побольше времени могла уделять полётам и уже никуда не ушла.

Так и получилось, что по полученной специальности – фармацевт – Светлана проработала всего четыре месяца и устроилась в аэроклуб техником-электриком связи:

- Там зарплата была 85 рублей, а здесь сразу 120, плюс там какие-то внеурочные, плюс свое любимое дело, интерес, - улыбаясь, объясняет тогдашний свой выбор лучший пилот столетия.

Это был 1988 год. А уже в 1990 году она выполнила норматив мастера спорта, участвуя в различных соревнованиях по самолётному спорту и побеждая в них. 

ЛУЧШИЙ ПИЛОТ СТОЛЕТИЯ

Ещё через три года она становится серебряным призёром чемпионата Европы, мастером спорта международного класса. И понеслось! Рассказывать обо всех состязаниях по лётному спорту, в которых принимала участие и побеждала пилот Светлана Капанина, – это нужно целую книгу написать. Поэтому здесь перечислю только её победные регалии.

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

Светлана Капанина – 41-кратная чемпионка и семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, восьмикратная чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 12-кратная чемпионка и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России, чемпионка СССР, абсолютная чемпионка Великобритании. 

По мнению Светланы, самое сложное – не победить, а удержать победу. Потому что, когда ты новичок, и от тебя ничего не ждут, любое твое достижение – это успех. А когда ты из года в год держишь лидирующие позиции, то весь мир ждет от тебя уже не победы, а поражения. И это накладывает на тебя огромную ответственность перед командой, перед страной. Это психологически тяжело. И ты должна доказать прежде всего самой себе, что предыдущий успех не был случаен.

Я поинтересовалась, какие соревнования наиболее запомнились и чем? Известно, например, что в 1995 году на первом чемпионате мира по высшему пилотажу Аdvanced в ЮАР Капанина была единственной женщиной среди 44 мужчин - мастеров высшего пилотажа. Выступив на самолёте Як-55, она стала чемпионкой мира, серебряным и бронзовым призёром, а в абсолютном первенстве завоевала серебряную медаль, по сути, одержав победу над мужчинами, но из-за них же, как выяснилось, не поднялась на первую ступень пьедестала в абсолютном первенстве. 

- Я тогда шла первая по двум программам. Во время жеребьевки на порядок вылета перед каждой программой, когда называли мою фамилию, все 44 мужчины вставали и скандировали: «first, first…», и хлопали в ладоши, желая, чтобы мне достался первый номер. А перед третьим упражнением во время жеребьевки, они таки выпросили у Бога первый вылет для меня, - смеётся Светлана. - Выступать первой всегда очень сложно: не видя выступлений других пилотов, трудно оценить погодные условия и нет возможности учесть ошибки, особенно в неизвестной программе. Именно тогда, выступая первой, я взяла бронзу в упражнениях, и в итоге в абсолютном первенстве заняла второе место, хотя, если бы не первый номер вылета, результат мог быть немного другой: по первым участникам, хочешь ты того или нет, судьи «пристреливаются» и не ставят высокие оценки, ведь впереди еще 44 человека, а если они будут летать еще лучше, что тогда ставить? Система оценок десятибалльная. В результате первым тогда стал чех, - вспоминает чемпионка. 

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».
Светлану Капанину с восторгом приветствуют зрители и участники авиашоу в Первушино. Фото: Лия Сабитова, «КЗ».
Светлану Капанину с восторгом приветствуют зрители и участники авиашоу в Первушино. Фото: Лия Сабитова, «КЗ».

Вот так галантность мужчин, по сути, обернулась «подножкой» молодому пилоту.

Вспоминает знаменитая лётчица и свой первый чемпионат мира в Америке, когда во всех состязаниях завоевала золотые медали, став абсолютной чемпионкой мира по самолётному спорту среди женщин: «Тогда что-то напутали и мне вручили мужские медали. Когда я подошла к организаторам и сказала, что медали у меня мужские, мне сказали: «Всё нормально, Светлана, ты их заслужила!»». Ещё одной наградой на тех состязаниях стало почётное звание «Гражданина Оклахомы».

Конечно же, не только талант и трудолюбие сделали Светлану Капанину лучшим пилотом столетия. Склонность к авантюрам и бесстрашие не раз заставляли нашу героиню принимать участие в головокружительных трюках, которые вошли в Книгу рекордов Гиннесса или просто обросли легендами среди пилотов. 

Например, в Китае Капанина в числе других десяти пилотов (все остальные были мужчины) должна была пролететь под мостом. Один из десяти пилотов не пролетел, задел крылом воду. Это был американец. А она пролетела. И этот полет под мостом девяти самолетов попал в Книгу рекордов Гиннесса. 

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».
Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

В том же Китае на Кубке мира организаторы предложили пилотам, участникам авиашоу, пролететь через «Райские ворота» - так они называют отверстие в скале 60 метров в высоту, 60 метров в глубину и 30 метров в ширину. Из семи пилотов, из которых шесть мужчин и одна женщина – наша Светлана Капанина, на экстрим решилась лишь она. Как сейчас вспоминает, совершенно случайно, как это часто у неё, блондинки по жизни, случается: «Китайцы нам говорят, ну давайте вы пролетите через эти «Райские ворота». Кто пройдет через них, познает смысл жизни. И им очень сильно хотелось узнать, что же мы познаем, если мы сквозь них пролетим. Я думаю: «Какие райские ворота? Их там не видно, отверстие размером с пятачок. Деньги за это не платят, своё мы уже отлетали. Зачем этот экстрим мне нужен? Нет, не полечу». И тут ко мне подходит девочка, маленькая китаянка. И такими жалобными глазами смотрит на меня и спрашивает: «Светлана, а как вы полетите в наши «Райские ворота»?» Я на нее смотрю и думаю: я вообще не хочу лететь в ваши райские ворота, чего я там забыла? А сама машинально спрашиваю: «А как бы хотели?». Она ставит ладонь ребром и говорит: «Вот так», на ноже то есть. Что делать? Думаю, откажусь, скажут, ну вот, струсила баба. Так и согласилась – на ноже, так на ноже. Лечу к этим райским воротам, а отверстие нисколько больше не становится, пятак пятаком. Перед ним еще камень, который его прикрывает, так что это не чистые 30 метров. И я не учла сдвиг ветра, который присутствует в пещерах. Это моя ошибочка. Ну ладно, захожу на ноже, чувствую, начинает меня прижимать к левой стороне, перевожу самолёт в обратный полёт и делаю медленную фиксированную бочку через 90 градусов, и дальше выхожу многократными управляемыми бочками. Во время следующего приезда в Китай, когда мы готовились к полету под мостом, организатор говорит мне: «Света, на нож самолёт не ставь, там не поместишься - мост невысокий», - рассказывая об этом случае, Светлана смеётся. Но этот один маленький эпизод раскрывает, по сути, всё, что присуще нашей героине, – это и азарт, и необычайное мастерство, и умение моментально оценивать обстановку и принимать решение, и желание не ударить в грязь лицом, и жажда победы. Всё это вкупе и позволило ей одерживать многочисленные победы и стать лучшим пилотом столетия.

ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

Были в её жизни и горькие минуты, и аварии, и опасные ситуации. Вспоминает Светлана соревнования в Англии, когда прямо на соревнованиях узнала о том, что в России погибли два её друга - Игорь Ткаченко из пилотажной группы «Русские Витязи», и Светлана Федоренко, член российской сборной команды. И потом на самом чемпионате погибла девушка-американка, пилот. В таком вот шоке от потерь пилотам пришлось продолжать выступление на чемпионате.

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

Сколько пилотов-друзей потеряла она за эти годы, знает только она сама. Приходилось и ей попадать в аварии и находиться на волосок от гибели. Спасали только мастерство, и, пожалуй, ангел–хранитель, который должен быть у каждого пилота.

Было несколько отказов двигателя, был срыв фонаря на штопорных вращениях, срыв винта. Так, во время участия в международном авиакосмическом салоне в Жуковском у летчицы был отказ двигателя. Капанина справилась с ситуацией и умело посадила аппарат так, что публика ничего и не заметила. Об инциденте знал только руководитель полетов. 

В другой раз случился отказ тормозов на короткой полосе в Японии, расположенной на срезанной верхушке горы, когда самолёт остановился буквально над обрывом. 

Вспомнила Светлана и случай, когда во время выполнения плоского штопора, на самолете у винта улетела одна лопасть, которая вонзилась в крыло, самолет сильно тряхануло, и после этого с вала полностью сорвало винт. В итоге, пока на земле, затаив дыхание, все ожидали посадки, Капанина спокойно села на грунтовую дорогу и даже не забыла забрать с собой наушники и «подушки», так как на следующий день ей надо было улетать на чемпионат Европы. Чем можно такое объяснить? Необычайным мастерством пилота, помноженном на хладнокровие и находчивость?

Лия Сабитова, «КЗ».
Фото:Лия Сабитова, «КЗ».

Вот что говорит об этом она сама:

- В таких ситуациях время растягивается настолько, что на земле осознать эту ситуацию невозможно. Нереально понять, как ты за несколько секунд успеваешь многое продумать и сделать. Например, когда был срыв винта, растяжение времени, можно было сравнить с гитарой. Когда каждая мысль и осознанное действие, как гитарные струны - натянуты и не путаются между собой, а ты дергаешь струну: одна - вывести самолёт из штопора, другая - закрыть пожарный экран, посадить самолёт... Там же где-то струной семья, дети вспомнились, и я помню, что они на земле прямо подо мной стоят, а у меня винт сорвало, упасть он может где-то рядом с ними. Самолет находился в обратном плоском штопоре, когда срезало винт. И в этот момент руководитель полётов задаёт мне вопрос: «38 (это мой позывной был в команде), у вас там что-то улетело на самолёте, не наблюдаете?» А я понимаю, что первое, что будут слушать, это запись. И тут мне еще одной струной вспоминается практически живой анекдот. У нас в команде была девочка, и она однажды взлетает, и запрос такой от неё поступает: «У меня винт улетел!». Все самолёты разогнали, дали зелёную дорогу: «Заходите на посадку!». Она заходит, заруливает, к ней подбегают ребята, спрашивают: «Как винт улетел? Он же на месте, всё вращается, всё нормально». Она говорит: «Да, вот он!», и достаёт какой-то маленький болтик или винтик изо рта. Помню, как улыбнулась этому воспоминанию, но ничего не нашлась сказать, как повторить ту, ставшую анекдотичной, фразу: «Наблюдаю. Винт улетел!». И слышу в ответ: «Ну, если всё нормально, заходите на посадку». Конечно, всё нормально. Винта нет, двигатель неисправен, полоса где-то там сзади, самолёт летучий, дети подо мной. Слава богу, села… 

НАШИ – ЛУЧШИЕ!

Когда Капанину спросили, какой пилотажный самолёт она считает лучшим, она, не задумываясь, ответила: «Наш, «Сухой». Я себе не изменяю. Я люблю «Сухой»: работаю на «Сухом», летаю на «Сухом» и живу на «Сухом». У меня всё связано с этими самолётами. В данное время их нет, поэтому летаю на «Экстре». Сейчас своими силами, при помощи спонсоров, мы восстанавливаем четыре, хоть и стареньких, самолёта Су-26. Я надеюсь, на следующий год они поднимутся в небо».

Фото на память с пилотами из Башкирии. Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».
Фото на память с пилотами из Башкирии. Фото: Людмила Сабитова, «КЗ».

Конечно, спросили и об основных конкурентах нашей сборной России, о лётчиках – какие лучшие? Подумав, Светлана назвала французов, которые переняли нашу, ещё советскую, школу подготовки, американцев, испанцев, немцев. И добавила: «Но российские пилоты – первые среди лучших!». И она сама не раз доказала это.

Пожелания читателям «Красного знамени» от лучшего пилота столетия.
Пожелания читателям «Красного знамени» от лучшего пилота столетия.
Автор:Людмила Сабитова
Читайте нас: