Сегодня «НЕФАЗ» выпускает 2400 автобусов и электробусов в год. С 2026-го в планах предприятия увеличение объёма производства до трёх тысяч единиц. Ставку делают на роботизацию и автоматизацию процессов сварки, окраски и сборки автотехники. Новые технологии уже применяются на всех этапах производства автобусов и электробусов, начиная с заготовительного цеха.
- Запущены в работу три новых трубных лазера, которые, помимо того, что вырезают профильные трубы различной конфигурации, автоматически подают заготовки на линию реза и автоматически разгружают их, - рассказывает заместитель главного технолога по подготовке производства Святослав Фомин. - Далее, внедрены четыре новых листогибочных пресса, которые позволяют гнуть детали в пяти осях.
Для последующей роботизированной сварки необходима максимальная точность деталей. Поэтому в заготовительном цехе установили и запустили в работу роботизированную гибочную ячейку. Задача оператора - загрузить партию деталей, а дальше - дело техники.
- Гибочная ячейка сама подаёт эти детали, разгружает их. А оператор в это время может работать уже на другом гибочном станке, - поясняет Святослав Фомин.
Ручным трудом высокой точности достичь получается не всегда. Ускоряет процесс производства и лазерный комплекс с башенным хранением. В него загружают недельный объём металлических листов – 120 тонн. Оператору достаточно запустить управляющую программу, и остаётся только разгружать эти детали с сортировочного стола. При этом станок может работать без перерыва. Робототехнические комплексы применяются и для сварки модулей основания. С целью увеличения выпуска пассажирского транспорта до трёх тысяч в год «НЕФАЗ» монтирует линию катафорезного грунтования и порошковой окраски. Таковы требования времени.
- Каркасы кузовов автобусов будут в автоматическом цикле проходить катафорезное грунтование. Здесь будет выстроен ряд из тринадцати ванн, в которые будут окунать каркас кузова. Он сначала будет проходить промывку, очистку и последующее грунтование методом катафореза. Затем кузов будет направляться на сборку, а детали, которые будут проходить катафорез, пойдут на линию порошковой окраски, - разъясняет заместитель главного технолога.
Плюсы порошковой окраски в том, что она оседает равномерно по всей поверхности детали. Завершить монтаж новой линии планируется в декабре этого года.
Уже автоматизирован процесс установки стёкол автобусов. Рабочим помогает манипулятор. Вес деталей значителен, и раньше для выполнения этой задачи требовалось четыре человека. Теперь основную нагрузку берёт на себя механическая «рука».
Проект развития включает в себя и выпуск нового модельного ряда пассажирского транспорта поколения А5. Базой будет служить универсальная модульная платформа, соответствующая всем современным требованиям.
- Линейка пассажирского транспорта, производимого на «НЕФАЗе», постоянно расширяется, - отмечает исполняющий обязанности директора автобусного производства Павел Киселев. - Так, в этом году в серийное производство запускаются полноприводный автобус КАМАЗ-6250, автобус особо большого класса КАМАЗ-6299 (так называемая гармошка), автобус среднего класса КАМАЗ-4290 и троллейбус КАМАЗ-62825 с увеличенным автономным ходом. Мы нацелены на укрепление позиций и выход в новые сегменты рынка пассажирского транспорта.
Ещё один масштабный проект модернизации реализуется для выпуска самосвальных установок К5 и этого направления производства в целом. С 2026-го года объём продукции должен достигнуть 13700 единиц в год. Здесь также применяется робототехника. Комплектующие из заготовительного цеха передаются на сварочные посты. Наряду с рабочими, здесь трудятся их роботизированные «коллеги».
- Производятся сварка и сборка узлов на участках роботов. И они переходят на линию, где собирается сама платформа. Потом эти комплектующие передаются на линию окраски. Там происходит процесс мойки, сушки, грунтования, окраски и завершается сушкой, - рассказывает заместитель директора по производству -начальник цеха сборки автосамосвалов № 5 Рустам Давлетбаев.
За высокое качество подготовки к окраске теперь отвечает автоматическая линия химического обезжиривания и подготовки поверхности с последующей сушкой. В окраске, наряду с ручным трудом, используется робототехнический комплекс. Он позволяет практически вдвое сократить необходимое на это время. Реконструкция производства 2026-м годом не ограничится.
Все эти улучшения будут задействованы в выпуске нового модельного ряда техники: полноприводных автобусов, пассажирского транспорта особо большого класса, средних полунизкопольных автобусов, троллейбусов, многообразия самосвальных установок и прицепной техники. Предприятие не останавливается на достигнутом, ставя перед собой новые цели.
Глава республики Радий Хабиров, побывавший на автозаводе в ходе рабочего визита в Нефтекамск в июле этого года, высоко оценил ход модернизации «НЕФАЗа» и новые разработки завода:
– У автобусов нефтекамского производства хорошие эксплуатационные характеристики, они востребованы на отечественном рынке. Отрадно, что и в нашей республике расширяется парк пассажирских машин «НЕФАЗ». Сегодня мы ознакомились с возможностями предприятия и планами его дальнейшего развития. Благодаря масштабной модернизации производственный комплекс в Нефтекамске станет одним из самых современных в России.