+20 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
26 Мая , 15:35

Выставка Юрия Ракши а Нефтекамске

Большое событие в культурной жизни нашего города – открытие в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» выставки выдающегося живописца и художника кино Юрия Ракши. Она будет работать до 2 июля.

Рассказ о художнике искусствоведа В.М.Сорокиной (на фото слева) был интересен и взрослым, и детям. Фото: Александра Панкратова.
Рассказ о художнике искусствоведа В.М.Сорокиной (на фото слева) был интересен и взрослым, и детям. Фото: Александра Панкратова.

Люди искусства называли его одним из лучших российских художников второй половины ХХ века. Его именем была названа вновь открытая планета – планета Ракша, которая кружит над землёй, сияя нам в ночи, наряду с планетами Высоцкого, Шукшина. Он не имел больших регалий и высоких наград, возможно, потому, что не успел их получить, ведь судьбой ему был отпущен на Земле недолгий срок. Но Юрий Ракша сумел создать много талантливых, глубоких произведений, которые оставил в наследие людям.

Около двухсот работ художника его вдова известная писательница Ирина Ракша передала в дар Башкирскому государственному художественному музею имени М.В.Нестерова. Часть из них сегодня экспонируется в Нефтекамске. Куратор выставки – родная сестра живописца Валентина Сорокина, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ и РБ, сама привезла картины в Нефтекамск и в день открытия для всех присутствующих провела экскурсию, рассказав проникновенно и трепетно о работах художника и его жизненном пути.

Будущий художник родился 2 декабря 1937 года в Уфе, в семье рабочих. Мать его была из рода оренбургских казаков, отец жил на Украине, но их семья была раскулачена и сослана в Белебей Башкирской АССР. Родители Юрия Михайловича поселились в Уфе и работали на фанерном комбинате. Отец ушёл на финскую войну в 1939-м, потом в 1941-м - на Великую Отечественную, так что всё детство Юрия прошло без отца. Голод и холод были постоянными неизбывными составляющими жизни того времени. Спасением для мальчика стали вырезки из журнала «Огонёк», которые он собирал: Саврасов, Серов, Левитан. А репродукции Нестерова находили особый отклик в душе, ведь природа на тех картинах была та же, что и за окном… «Моя малая родина… стала частью всего большого, открывшегося мне в моей жизни, частью всего мною сделанного, частью меня самого», – напишет, уже получив огромную известность, художник.

Юрий стал заниматься в изостудии в Уфе, а после окончания семилетки приехал в Москву. Благодаря счастливому случаю и своему несомненному таланту он был принят в среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова и окончил её с серебряной медалью. Поступил на художественный факультет ВГИК, там обрёл единомышленников по избранному пути и, главное, – свою спутницу, свою музу на всю жизнь, друга и соратника Ирину Ракшу. Юрий Михайлович взял её фамилию. Почти все картины и киноработы он обсуждал с женой, которая стала известной писательницей. Это был союз двух творческих личностей, всегда поддерживавших и вдохновлявших друг друга.   

Пятнадцать лет Юрий Ракша работал художником кино. Первой его работой как художника-постановщика был фильм «Время, вперёд!» («Мосфильм», 1965). В этом фильме – размах гигантской стройки, романтика и энтузиазм молодых строителей, их устремлённость в будущее. Работа над этими образами вдохновила его к написанию полотна об этом времени великих свершений. И он посвятил эту картину матери, которая в молодости тоже была участницей Всесоюзной стройки – знаменитой Магнитки, Магнитогорского металлургического комбината.

Свою картину художник так и назвал – «Моя мама». На картине комната дощатого барака, железные кровати, обстановка самая скромная. А девушки на картине – одухотворённые, с красивыми чистыми лицами. В золотистом свете – девичья фигура, стройная и сильная, она стоит спиной к нам в центре комнаты, перед зеркалом. А за окном виден плечистый парень, он терпеливо ждёт эту стройную девушку… Эта романтическая картина принесла Юрию Ракше огромную популярность. Бывая в творческих командировках, художник встречал её изображение в шофёрской кабине, в рабочих общежитиях, в вагончиках строителей БАМа. 

Над созданием фильмов Юрий Ракша работал с огромным вдохновением. Ездил в командировки по дальневосточной тайге, Байкало-Амурской магистрали, делал зарисовки, кинопортреты будущих актёров, впитывал дух этого времени энтузиастов. Так родились его картины «Разговор о будущем», «Наша буровая», «Современники», «Рождённым – жить». И ещё – лирические: «Моя Ирина», «Дочка Анюта», «Земляничная поляна».

Сотников перед казнью. Эскиз к фильму «Восхождение».
Сотников перед казнью. Эскиз к фильму «Восхождение».

Тема Родины была очень важна художнику, в своих произведениях он раскрывал её нежно, волнующе и бережно. Родные российские просторы простираются за спиной дорогих ему образов – любимой жены и дочери. Юрий Ракша говорил, что ему хочется «соединить в многозначном единстве красоту природы и человека». Единство мира природы и близких ему людей, мира чистого, возвышенного проходит во многих его работах: «Добрый зверь и добрый человек», «Гармония», «Зимой в Муроме», «Продолжение» и другие.

В 1975 году вышел советско-японский фильм «Дерсу Узала». На пресс-конференции после вручения фильму премии «Оскар» режиссёр кинокартины Акира Куросава сказал: «Судьба всегда дарила мне лучших людей… Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, самый талантливый профессионал и знаток своего дела. Поэтому, когда я начал работу над фильмом и искал художника-постановщика, мой выбор пал именно на него. Я и раньше видел в Японии на выставке его превосходные полотна… Кроме того, я уверен, что Юрий Ракша на сегодня – один из лучших русских художников…»

Фильм «Дерсу Узала» – о людях мужественных, отважных и стойких. Именно такими показывал человека в своих картинах Юрий Ракша. Их лица он находил среди современников, прямо на улице, в толпе, и создавал с их натуры свои произведения.

«Юрий Михайлович как бы приподнялся над нашим трудным веком. В его картинах всегда глубокое размышление о настоящем, о будущем. Что-то будет, что станется с нами. Его картины библейски спокойны, красивы, своеобычны. В них остановленные мгновения. И всегда мысль, опыт бытия и, наконец, Любовь и Вера… Зная его, всегда как бы улыбчивого, озорно-остроумного, трудно было вообразить, что это Пророк и Провидец. А ведь это именно так… То, что явил художник в последний год своей жизни, год мученический, вселяет чувство гордости за Человека…», – вспоминал писатель Савва Дангулов.

Юрий Ракша изображал своих современников не статически-плакатными, а живыми, настоящими людьми. Это о нём сказано: «Этот художник – один из немногих, кто показывает духовно богатых, думающих, красивых людей». Портреты знаменитостей, как и портреты никому не известных людей, художник изображал одухотворёнными, умными, он показывал их внутренний глубокий мир, который видел в каждом человеке своей страны, своей эпохи. «Талант высочайшей пробы», – написал о нём народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

Художник Юрий Ракша показал всё самое лучшее и глубокое, что было, есть и может быть в человеке. А сегодня, когда часть человечества стремительно несётся в мир бездуховности, притормаживаемая лишь отдельными личностями и странами, образы, созданные Юрием Михайловичем, воспринимаются как наша мечта о человеке достойном, справедливом и честном, человеке совести, слова и дела.

Последняя и главная работа художника – триптих «Поле Куликово», посвящённый 600-летию Куликовской битвы, находится в Третьяковской галерее. Её он писал уже будучи неизлечимо больным. Страшный диагноз – лейкоз – настиг его, когда он только начал эту работу. Врачи сообщили, что ему остаётся месяц-полтора… Но он трудился так одержимо и неистово, держась за кисть, как за спасательный круг, превозмогая боль, что судьба дала ему этот год жизни, чтобы он смог закончить свою самую главную работу. 

«У каждого должно быть своё поле Куликово», – написал он в своём дневнике. 

И он успел. Он сумел остановить время и завершить работу. А через три дня, 1 сентября 1980 года, его не стало.  

В триптихе он изобразил лица своих современников. Так, с Василия Шукшина он написал образ племянника Дмитрия Донского – Михаила Бренка, который пал в бою вместо князя. Себя он представил воином, защищающим князя. В дневниковой записи он написал: «Если бы я родился шестьсот лет назад, я бы погиб там, защищая Дмитрия со спины».

А главным героем триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши становится даже не Дмитрий Донской. Князь и его сподвижники, преподобный Сергий Радонежский, монахи, старики, женщины и дети – все, кого изобразил художник, – это весь великий народ, в суровом единстве готовый к подвигу. Сегодня, когда наши соотечественники на полях сражений защищают свободу нашей Родины, это произведение звучит особенно точно и пронзительно.

Картина «Двое». Фото: Равиля Решетникова.
Картина «Двое». Фото: Равиля Решетникова.
Автор:Равиля Решетникова
Читайте нас: