+17 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Новости
10 Марта 2023, 13:25

В историко-краеведческом музее Нефтекамска продолжает работу выставка «Застывшего времени бег…»

В историко-краеведческом музее Нефтекамска продолжает работу выставка «Застывшего времени бег…», посвящённая памяти заслуженного художника Республики Башкортостан Ильшата Гилязова. В день открытия выставки в зале собрались родные, друзья, коллеги Ильшата Фаритовича и знакомые, кто знал его, общался или соприкасался с его творчеством. Хотя, надо сказать, каждый нефтекамец ежедневно соприкасается с его работами. В городе, наверно, ни одна улица не осталась без внимания скульптора и кузнеца. Витые кованые оградки, перила, фонари, детские площадки... А также скульптуры из камня, созданные мастерами в процессе проходящего в 1998 году международного симпозиума, который он же организовал… В работы Ильшата Гилязова нужно вглядеться, вслушаться, вдуматься. В них таятся огромные пласты духовной жизни, больших размышлений, волнений, восторга. Это поражает зрителя. В день открытия выставки много тёплых слов было сказано в адрес талантливого скульптора. Выступающие находили такие слова, которые точно характеризовали Ильшата Гилязова как внимательного и надёжного человека, любящего семьянина, талантливого художника. А со стены с автопортрета добрыми глазами смотрел на всех присутствующих Ильшат Фаритович и словно был, как и прежде, здесь, с нами. Сегодня о работах Ильшата Гилязова рассказывает друг семьи, искусствовед Фарида Миннигулова. Елена Аллаярова

В музее открылась персональная выставка скульптора Ильшата Гилязова, которая собрала его родных, друзей и близких. Фото: Гузель Габбасова.
В музее открылась персональная выставка скульптора Ильшата Гилязова, которая собрала его родных, друзей и близких. Фото: Гузель Габбасова.

Открывшаяся в историко-краеведческом музее выставка произведений заслуженного художника РБ, члена Союза художников и Союза кузнецов России Ильшата Фаритовича Гилязова (1960-2022), посвящённая его памяти, стала первой персональной выставкой скульптора.

Дело в том, что ранее он обязательно разделял пространство своих экспозиций с произведениями самых дорогих его сердцу людей – жены Земфиры Фильхатовны, также члена Союза художников России, и дочерей Айгуль и Инги. Может быть, потому, что именно семью он считал главным произведением своей жизни? Посмотрите, ведь самый красивый, тёплый, светлый дом в Нефтекамске, а таковых в архитектурной деятельности Ильшата Гилязова было немало, он тоже построил именно для своей семьи. И украсил его великолепной художественной ковкой по металлу, отличающейся в кузнечном деле России оригинальной, авторской интерпретацией всех особенностей ручной обработки материала.

Нужно сказать, что материал, будь то металл, камень, дерево или глина (в обожжённом виде – керамика), Ильшат Фаритович понимал очень точно, глубоко, до едва уловимых нюансов его бытия в природе и пространстве искусства. Не перестаю удивляться тому, как он прочувствовал материал дерева, когда вырезал в нём статую «Голос будущего» (1989), хранящуюся ныне в БГХМ им. М.В.Нестерова: линии годовых колец словно специально нанесены на тщательно обработанную поверхность скульптуры, подчёркивая все выпуклости и впадины фигуры и головы беременной женщины, «рисуя» вырез её платья, и всё это выполнено, действительно, «без сучка и задоринки». И ещё, для меня эта статуя – истинно круглая скульптура, которая великолепно смотрится с любой точки зрения, открывая зрителю новые и новые черты воплощённого образа.

Тонкое чувство материала сопрягалось у Ильшата Гилязова с не менее чутким пониманием натуры. Она является основой всех его произведений. Наблюдение, всматривание в жизнь, её запоминание и последующее свободное художественное преображение очень близко восточному восприятию мира. Эта основательность, своеобразная «неторопливость» гилязовского искусства сказывается и в одной из его тем – теме ожидания: счастливой жизни, наполненной красивой музыкой (представленная в экспозиции дипломная работа «Весна 1945-го», 1985), первого ребёнка («Голос будущего»), первых полётов (кованая в металле фигура журавлёнка «Первая осень», 1999, БГХМ им. М.В.Нестерова). Состояние ожидания наполняет скульптуру тишиной и ощущением чего-то неуловимого, ещё не свершившегося, но неумолимо приближающегося и легко прикасающегося к этим зримым материальным формам.

Огромное количество времени и сил Ильшат Фаритович отдавал работе в монументально-декоративном искусстве, и для станковой скульптуры всего этого оставалось очень мало. Кроме того, он никогда не выносил на суд зрителя незавершённое, на его взгляд, произведение. Каждый образ и его формально-пластическое решение продуманы, можно сказать, выстраданы, до конца. Недаром свой творческий уровень художник измерял именно станковой скульптурой, в которой он был свободен от многих условностей, неизбежных в монументально-декоративной работе (заданная форма архитектуры и окружающего пространства, пожелания заказчика и т. п.).

Гузель Габбасова
Фото:Гузель Габбасова

На выставке в краеведческом музее представлены скульптуры, ныне хранящиеся в семье И.Ф.Гилязова, среди которых портрет Альфреда (гипс тони-рованный) и композиция в дереве «Сабантуй. Куреш» (обе – 1986 года); идущая, почти летящая женская фигура в развевающихся драпировках «Весна» (1988, перевод в бронзу 2008); отлитые в алюминии «Зорька» и женский торс (1990-е), а также фигура «Зубра» – приз администрации Нефтекамска за достижения в промышленности, экономике, образовании и культуре (2008-2009). 

Конечно, работа в кузнице не могла не повлиять на станковое творчество И.Ф.Гилязова. Однако, в отличие от монументально-декоративных работ, в которых использовалось главным образом железо, здесь художник куёт сталь и полирует её до зеркального блеска. Тонкие, устрёмленные к небу серебристые линии создают в композициях «Дуслык моно» (2004-2010), «Звезда Леонардо» (2007), «Стрелок (Северный амур)» (2016) неповторимое, музыкальное звучание образов. В кованой стали выполнена также голова орла в скульптуре «Урал» (2018). Чёрным металл остался таковым лишь в одной станковой работе Гилязова – в композиции, посвящённой Батырше, идеологу и предводителю башкирского восстания во времена правления Елизаветы Петровны (2011). В металле выкованы кандалы, цепь и тюремная решётка, а истерзанная фигура Батырши выполнена в дереве. Сочетание разных материалов в одном произведении, что появилось в станковой скульптуре Ильшата Гилязова в последние годы, стало бы, на мой взгляд, очень интересным и перспективным направлением, привносящим в искусство художника столь органичное ему декоративное мышление. Но этому не суждено было осуществиться…

Каждое произведение Ильшата Гилязова, станковое или монументально-декоративное, обладает одним несомненным качеством – лёгкостью своего бытия в пространстве, как будто оно – плоть от плоти природной и человеческой. Ведь в природе, как замечал художник, нет прямых углов, линий и точной симметрии. Видимо, поэтому в гибких линиях и перетекающих объёмах его произведений зритель не ощущает трудности и сомнения, в которых они рождались. И это показатель истинного мастерства их автора, обладавшего высоким художественным вкусом и чувством красоты. Ильшат Гилязов всегда делился этой красотой с людьми, и именно её он и оставил нам в наследство.

Автор:Ф.МИННИГУЛОВА, кандидат искусствоведения.
Читайте нас: