В ходе рабочей поездки Урал Тагирович посетил несколько объектов Нефтекамска, в том числе школы №11 и №15, где в настоящее время идут ремонтные работы.
Своё выступление заместитель премьер-министра тоже начал с капремонта:
- Сегодня благодаря решению президента страны и поддержке главы республики нам удаётся отремонтировать достаточно большое количество школ. На сегодняшний день ремонтами охвачено 31 здание, из них 25 объектов – на двухлетний цикл. Стартовала федеральная программа по ремонту детских садов. К сожалению, не все наши районы и города подготовили и подали заявку на данный вид поддержки. Итоги будут подводиться ближе к концу августа. Подали ещё заявку на дополнительные средства по школам, итоги будут известны к середине августа. Хочу сказать, что это уникальный шанс, и не нужно бояться двухлетних контрактов.
Остро стоит кадровый вопрос. По всей республике трудятся 37 тысяч педагогов, при этом имеется 757 вакантных мест.
- Но страшно не это, - отмечает Урал Тагирович. - У нас нет прогноза. Мы не понимаем, по каким специальностям через пять-шесть лет нам нужны будут педагоги. Средний возраст наших учителей высокий, а молодёжь не идёт в педагогическую сферу. Какие есть для этого инструменты? Достаточно большое внимание уделяется поддержке педагогических кадров со стороны республики, гранты главы разного формата, ещё до федеральных программ мы запустили поддержку в размере 690 тысяч рублей молодым специалистам. Но, к сожалению, не все ими пользуются.
- Поддерживаем сейчас и педагогов дошкольных образовательных организаций, - добавляет первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Светлана Антипина. - С прошлого года сначала было учреждено 50 грантов по 500 тысяч рублей. Но прямо во время церемонии вручения глава республики Радий Хабиров дал поручение увеличить их количество ещё на 25. Теперь 75 таких грантов будет в республике.
- В ближайшие годы ожидается уменьшение количества дошкольников и начального общего образования, увеличение количества детей в основном и среднем общем образовании и, соответственно, увеличение детей на выпуске, - отмечает Светлана Викторовна. - Здесь наша задача – борьба за тех детей, которые после девятого класса уходят в колледжи. Это хорошо, что уходят в колледжи, но всё-таки надо увеличить долю детей, которые будут оставаться в одиннадцатых классах, которые впоследствии будут поступать в вузы. Дети, которые идут в одиннадцатый класс, должны быть замотивированы на ту специальность, которую хотят получить. Они об этом должны задумываться не в десятом классе, а гораздо раньше. Будет правильно, если это будет управляемая нами профориентация. Мы с вами должны знать, кто нам нужен для наших отраслей экономики. Редко кто из детей с пятого класса мечтает кем-то стать и им становится, по большей части они выбирают то, что им предлагают. Предлагаем школьнику с седьмого класса такой некий предпрофессиональный стандарт, ни к чему не обязывающий, но он уже в девятом классе осознанно выберет основной госэкзамен и пойдёт в десятый-одиннадцатый классы. Это будет некое взаимодействие: школа-колледж-вуз-предприятие.
В свою очередь, заместитель премьер-министра выразил обеспокоенность поступаемостью в башкирские вузы:
- По итогам прошлого учебного года всего лишь 61,5% выпускников поступили в вузы Башкортостана, остальные уехали за пределы республики. Прошу обратить внимание, каким образом дети выбирают другие вузы. Во-первых, взаимоотношение районов и городов с нашими вузами не налажено. Во-вторых, плохо ведётся работа по пропаганде наших вузов. Заставить поступать в наши вузы мы, конечно, не можем, наша задача – популяризировать башкирские учебные заведения, и эту работу не надо останавливать.
По теме нехватки кадров выступил проректор Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы Радик Юлбаев, отметив, что педуниверситет является главным педагогическим вузом региона, он готовит 55% педагогических кадров для Республики Башкортостан.
- На первом году после выпуска трудоустройство достигает 90%, при этом выпускников бакалавриата – более 70%, - озвучил цифры Радик Зиннатович. - На сегодняшний день 264 студента очной формы обучения совмещают учёбу и работу по педагогической специальности. Это стало возможным благодаря инициативе Совета Федерации, одобрившем закон, который разрешает студентам преподавать в школах. Чем больше они получат практики, тем для нас же лучше.
Как обстоят дела в Нефтекамске, рассказал глава администрации городского округа г.Нефтекамск Эльдар Валидов:
- Система образования города Нефтекамска – это большая сеть муниципальных и государственных организаций. На территории города 30 детских садов, в пяти школах функционируют 36 групп дошкольного образования. Всего в городском округе 20 школ, среди которых один центр образования, лицей, две гимназии. В 2021 году путём реорганизации бывшего здания школы-интерната открылась полилингвальная многопрофильная школа. Четыре учреждения дополнительного образования, детский оздоровительный лагерь «Бригантина». Шесть учреждений профессионального и высшего образования: нефтяной, машиностроительный, педагогический, многопрофильный колледжи, филиал Бирского медико-фармацевтического колледжа, Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологий и колледж при нём. Также имеется коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Нефтекамске системе образования уделяется особое внимание. За последние пять лет достигнуты значительные результаты. Город является участником многочисленных федеральных и региональных проектов. Благодаря реализации региональных проектов образования и демографии на территории города стало возможным создать новые места в образовательных организациях и обеспечить возможность для развития и воспитания детей, и внедрить новые направления в образовательную деятельность. Благодаря поддержке республики и Главы РБ в новом микрорайоне открыта школа на 1225 мест, создано 575 дополнительных мест в восьми школах. Открыты центр образования, IT-клуб, центр «Точка роста» на базе школ. С нового учебного года начнёт работать кванториум на базе лицея №1.
За время реализации программы модернизации школьной системы образования с 2021 года отремонтированы десять образовательных учреждений плюс две школы ремонтируются в настоящее время. Ремонт требуется ещё в шести зданиях.
Остановился Эльдар Сергеевич и на факторах, сдерживающих развитие системы образования города. Основной проблемой остаётся дефицит мест в организациях, расположенных в активно застраиваемых микрорайонах города. В новой школе, рассчитанной на 1225 мест, в этом году численность детей на треть превышает заявленную. В этом микрорайоне требуется ещё одна школа, проект на 1050 мест уже разработан. Кроме этого, активно застраивается и другая часть города, где тоже необходимы как минимум ещё две школы.
- Анализ демографической ситуации, прогноз численности детей дошкольного и школьного образования показал, что демографический провал не приведёт к освобождению мест, поэтому образовательные организации нам нужны, - уверяет глава городской администрации. - Кроме того, в полилингвальной школе необходимо строительство второго корпуса. К сожалению, со следующего года девятиклассники окажутся вне учебного заведения. Придётся решать, как организовывать для них учебный процесс. Для инженерной школы необходимо открыть лаборатории. Есть республиканские помещения, хотелось бы получить их в пользование муниципалитета, сделать ремонт и запустить образовательный процесс.
Недостаток учителей-предмет-ников чувствуется и в Нефтекамске. По словам Эльдара Сергеевича, нужны учителя физики, химии, математики, работающие ныне учителя сильно перегружены.
- У нас трудятся 1050 педагогов-предметников, при этом имеется 60 вакансий. С нового учебного года на августовском совещании утвердим решения по поддержке учителей, по дополнительным выделениям и грантам, и в том числе по поощрению новых учителей, которые будут приходить и приезжать к нам из других регионов.
Далее с докладами выступили главы других муниципалитетов. Актуальные предложения, озвученные на зональном совещании, будут вынесены на рассмотрение Главе РБ на республиканском августовском совещании по образованию. В этом году оно пройдёт в Стерлитамаке.