Ученик 3 «Б» класса Даниил Зиннуров работал над проектом «Переработка мусора» (научный руководитель Альфия Назифовна Харисова). В свои юные годы он всерьёз задумался над проблемой раздельного сбора вторсырья и утилизации отходов. Побудил к написанию исследовательской работы мусорный коллапс, случившийся в городе прошлым летом.
- В прошлом году наш город столкнулся с проблемой вывоза мусора. Я решил заняться практической работой. Мне повезло, эта тема оказалась актуальной. Её оценили жюри и пригласили выступить с проектом в Сочи, - говорит Даниил.
- В итоге проблема в городе разрешилась?
- Да, выбрали нового регионального оператора, - осведомлённо отвечает молодой человек. – И это правильно. Если не решать вовремя проблему с мусором, будут разные неприятные запахи, появятся мыши, крысы и насекомые. А ведь этого же никто не хочет!
В секции «Окружающий мир», где выступали нефтекамцы, было представлено 45 докладов. О переработке пластика, о том, как разводить бабочек, выращивать кристаллы, о сахаре, экосистеме, полезных фруктах и овощах и многом другом. О чём можно написать проект? Как признаются юные исследователи, темы – у нас под ногами. В буквальном смысле слова.
Ученица 4 «В» класса Арина Аллаярова прошлым летом нашла на земле птенца стрижа, который выпал из гнезда. Узнав по Интернету, что своих слётков стрижи не докармливают на земле и такие птенцы обречены, школьница задалась целью вырастить стрижонка и выпустить его на волю.
- Мама, конечно, не обрадовалась такому подарку, но не прогнала, - признаётся Арина. - Сначала мы вступили в группу стрижатников, стали изучать, чем кормить птенца и как ухаживать. Оказалось, что стрижи едят исключительно насекомых. Другую пищу им нельзя. В зоомагазине насекомых не оказалось, нам продали опарышей, но от них ему стало только хуже. Мы заказали замороженных сверчков и тараканов по Интернету, а сами пока всем двором ловили кузнечиков. Маме пришлось разделывать насекомых, ведь съедобными были только мягкие брюшки. Птенец был настолько слабым, что нам самим приходилось открывать ему клюв, чтобы покормить. Вскоре стриж открыл глазки и сам стал хватать еду. Он был очень прожорливым, в день съедал по 50-70 сверчков и тараканов!
Опыт Арины стал темой её проекта «Слёток стрижа: жизнь с человеком» (научный руководитель Олеся Евгеньевна Ирдубаева). Трогательный рассказ затронул слушателей, Арине задавали вопросы, а в конце выступления разобрали памятки о том, как ухаживать за стрижом.
По итогам конкурса Даниил и Арина были награждены дипломами победителя, дипломами в номинации «Надежда Российской науки» и дипломами за лучший устный доклад. Наставнику Олесе Ирдубаевой присвоено почётное звание «Заслуженный педагог-наставник» Академии Естествознания за активную работу в качестве руководителя научных исследований школьников и личные заслуги в совершенствовании и формировании знаний в области педагогических наук.
Также обоим учителям были вручены дипломы и благодарности научного руководителя и дипломы за участие в научно-практической конференции педагогов «Актуальные вопросы школьного образования».