Автор: Елена АЛЛАЯРОВА.
За век Международный детский центр «Артек» заметно расширился. Зародился он в далёком 1925 году как небольшой летний палаточный лагерь. А сегодня в его состав входят девять лагерей: «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной», «Озёрный», «Лесной», «Полевой» и «Кипарисный», в каждом из которых по несколько отрядов.
Маша – студентка Уральского государственного педагогического университета, в этом году окончила первый курс факультета иностранных языков. Шальная мысль попасть в «Артек» закралась под Новый год. «Давай попробуем», –предложила мама, которая больше дочки мечтала отправить её в лагерь. Но в школьные годы не получилось, была возможность поехать в лагерь по профсоюзной линии, но цены на путёвку были заоблачные. А сейчас тем более.
- Я тогда дала себе слово, что найду другую возможность, но ребёнок побывает в «Артеке», - смеётся Наталья Геннадьевна.
В последние дни декабря они позвонили в центр, где им посоветовали ознакомиться со списком документов на сайте и начинать их оформлять. В новогодние каникулы Маша прошла курсы вожатого в лагере с круглосуточным пребыванием детей, оформила санитарную книжку. В феврале её включили в группу, в которой насчитывалось 110 человек, и сказали заказывать билеты на начало июня.
Встал вопрос, как быть с сессией? Но и он разрешился: из центра в вуз было направлено письмо, на основании которого Маше дали возможность закрыть сессию досрочно. Так она попала в «Артек».
- Я поехала на седьмую и восьмую смены. Попала в лагерь «Полевой». Мне дали первый отряд, где самые старшие дети, 16-17 лет. Наверно, все представляют занятость в лагере: готовишься к творческим мероприятиям с детьми, ставишь сценки, танцы. Опыт волонтёрской работы с детьми у меня уже был в нашей «Бригантине». Но тут всё оказалось непросто – наш отряд был профильным, а это значит, дополнительная нагрузка, - рассказывает Маша. - У нас был морской профиль. Мы изучали азбуку Морзе, семафор (теперь я умею передавать информацию с помощью красных флажков и всем хвастаюсь), я знаю 15 морских узлов. Мы перетягивали канат и учили морскую песню. Каждый день мы ходили на Морскую флотилию, где учились морскому делу и выходили в море на шлюпке Ял-6. Самое сложное – выходить на шлюпке в море. Там надо грести. С непривычки первую неделю болела спина, на ладонях срывали мозоли, все руки были в зелёнке. Чтобы выйти в море, ты должен знать шлюпку от и до: строение, вооружение, команды. Всё должно отскакивать от зубов. Многие с первого раза не могут сдать зачёт, ревут. Жёстко, конечно, но ведь и выходить в море – это очень ответственно. В конце каждой смены – битва, на которой собираются все лагеря, и их морские отряды между собой соревнуются за кубок. Кубок – это очень почётно.
В другой смене в моём профильном отряде «Капитаны» были дети 14-15 лет. Здесь было немного полегче, нет гонки на шлюпке, перетягивания каната. В море выходили на шхуне, поднимали паруса. Мои дети поставили рекорд: паруса нужно поднять за 24 секунды, а они справились за 23! На восьмой смене битву мы выиграли всухую и взяли кубок! Я считаю, что звёзды так сошлись. У меня были инициативные дети и хорошие напарники.
Ощущение осталось, что после «Артека» я стала квалифицированным моряком и могу смело выходить в море, - смеётся Маша. – этим и хорош «Артек», попробуешь то, чего в жизни не попробуешь. В каком лагере ещё будет мини-порт, Морская флотилия?
В свои 19 лет Маша практически не отличалась от своих детей в отряде, которые были ненамного младше её. Но авторитет заполучить сумела.
- В «Артек» приезжают дети из разных мест. В моём отряде были ребята из Армении, они могли изъясняться на русском, поэтому языкового барьера не было. В других отрядах были дети из Белоруссии, Египта, Франции. Некоторые дети говорят только на английском. Жаль, что в моём отряде не было англоязычных детей, я бы с ними потренировалась.
Помимо занятий в лагере, есть экскурсии. Маша рассказала, как у них проходило посвящение в артековцы на горе Аю-Даг. Подъём в 3.30 утра, планёрка у вожатых, в 4.15 выезд. Почему так рано? На горе есть клещи, поэтому нужно быть полностью экипированными, а днём при температуре +35 градусов так одеваться жарко. Отряд поднимается на гору, с остановками для отдыха, на вершине вожатые рисуют детям на лицах сердечки, якоря, символы «Артека» и т.д. В 8.00 отряд уже должен вернуться к завтраку.
Одна из экскурсий привела в Ливадийский дворец – последнее сооружение Российской Империи, созданное для семейства Романовых. Ребята побывали в Никитском ботаническом саду. На сутки ездили в Севастополь, где посетили Балаклавский музей подводных лодок, совершили экскурсию в бомбоубежище, которое было построено ещё в советское время, жили в Гостевом доме «Корсунь». Потом была увлекательная экскурсия по новому и старому Херсонесу. На седьмой смене некоторые дети приняли участие в юбилейном бале артековцев, разучивали танцы и танцевали в бальных нарядах. Мероприятие было открытое, и посетители с ними фотографировались.
- Почти каждый день дети ходили купаться, а вожатые стояли по колено в воде и следили за купающимися. Хоть отряд и был разбит на группы по десять человек, но всё равно было страшно, дети бесятся, орут, ныряют, - признаётся Маша. - Там нужно быть предельно внимательными, не выпускать из виду каждого.
На фотографиях все дети в красивой морской форме. Форма – это одна из самых давних артековских традиций. Когда-то всё начиналось с белых рубашек с шортами – для мальчиков и холщовых платьев – для девочек. Со временем форма менялась в зависимости от названия отряда. Комплект одежды пополнялся, начал разделяться на летний и зимний. В наше время у каждого из девяти лагерей свой цвет одежды. Только летний комплект состоит из двенадцати предметов одежды для одного человека! Конечно же, морской профиль выделяется своей красивой формой.
- Да, вожатой быть прикольно, но работать тяжело. Дети с разными характерами, а их – тридцать! Кто-то скучает по дому, по маме, нужно найти слова, чтобы их подбодрить. Три вожатых на отряд, и никто не отдыхает, все при деле. Каждая смена – это проверка на прочность. Не все выдерживают, но те, кто остался, – не пожалели, - говорит Маша. - В «Артеке» здорово. Дети, по результатам анкетирования, уезжали полностью удовлетворённые. Да и так было понятно, со слезами на глазах прощались. Мы до сих пор общаемся.
- Мечты сбываются, стоит только правильно загадать желание и начинать действовать, - подытожила нашу встречу Наталья Геннадьевна.