На этот раз аэроклубовцы были налегке, без самолёта, но упустить возможность пообщаться с соратниками из разных регионов страны, с друзьями, с коллегами по небу, они не могли. Тем паче, что на этот раз к участию в авиашоу была заявлена Светлана Капанина – семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. Увидеть её выступление вживую – дорогого стоит.
Как сообщил на открытии слёта один из его главных организаторов Сергей Миннигулов, директор Уфимского учебно-методического центра малой авиации, президент федерации авиации общего назначения России, на аэродроме Первушино «Открытое небо» проходит в 13-й раз. В 2015-м году, напомню, Всероссийский слёт любителей авиации принимал у себя Нефтекамск.
Сразу скажу, что авиационный праздник оправдал все ожидания. В зрелищном авиашоу приняли участие около 70 самолётов, представив групповые и одиночные пилотажи. В небо поднимался легендарный ПО-2 под управлением Евгения Смирнова, пилота и авиационного инженера из Самары. Именно на таком самолете, который из учебного в годы войны был преобразован в грозный ночной бомбардировщик, воевали знаменитые «ночные ведьмы» - летчики женского авиационного полка, созданного по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой. На протяжении всего дня радовали своими яркими выступлениями парашютисты. Как всегда была на высоте четверка самолётов под управлением пилотов аэродрома Первушино во главе с ведущей Оксаной Тимофеевой, подарив зрителям настоящее небесное шоу. Выступали пилоты, прилетевшие на слет с разных концов страны. Самые дальние были с Владивостока, которые летели сюда, в Башкирию, на своих легких самолётах 4 дня – с посадками и дозаправками на промежуточных точках. Автожиры, легкие и сверхлегкие самолеты, вертолёты показывали все свои возможности благодаря мастерству пилотов, которые ими управляли.
Но, конечно же, все ждали с нетерпением выступления семикратной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной, и она не заставила себя ждать. Боже, что вытворяла в небе эта красивая женщина! Дух захватывало, иной раз было просто страшно смотреть, когда самолёт зависал в вертикальном положении в верхней точке, а затем буквально падал камнем вниз. Даже комментаторы молчали, когда Светлана под музыку закладывала лихие виражи, крутила в воздухе фигуры высшего пилотажа, рисовала в небе улыбающийся смайлик и сердце.
При этом, сидя в перевернутом самолете, передавала по рации приветы и наилучшие пожелания зрителям, и голос нисколько не выдавал, что его хозяйка в данный момент испытывает немалые перегрузки. А после приземления Светлана легко взбирается на крыло своего самолёта, машет зрителям и шлёт воздушные поцелуи. А потом пробегает вдоль ограждения, за которым столпились рукоплещущие ей зрители, пожимая протянутые к ней руки и хлопая по ладошкам.
К любви зрителей, ей, наверно, не привыкать, но и она отвечает им тем же – терпеливо раздает автографы, фотографируется со всеми желающими и отвечает на вопросы. Да и сама программа пилотажа выдает её настроение и любовь. Она призналась в интервью нашему изданию, что любит делать программу от настроения, от того, как люди встречают, какая погода, импровизировать, выстраивая фигуры пилотажа. И, судя по выступлению, и башкирское небо, и то, как её принимали здесь, Светлане Капаниной пришлись по душе.
Но помимо яркого красочного шоу у зрителей, которых по оценкам организаторов, набралось здесь более 5 тысяч человек, была возможность пообщаться с пилотами, посетить выставку ретросамолетов, и вообще походить среди авиационной техники, прибывшей сюда со всех концов страны, пофотографироваться на её фоне. Ведь цель подобных мероприятий – не только доставить удовольствие зрелищным выступлением, но и вовлечь в авиацию новых людей, воодушевить их, увлечь любовью к небу и полетам. Ведь небо открыто для всех! Среди участников слета – много интересных людей, увлечённых своим делом, каждый из которых достоин отдельной статьи. И я не могу не рассказать здесь хотя бы о некоторых из них.
Александр Лынник – это очень многогранная личность. Лётчик, пилот-инструктор, парашютист, а еще – радиоведущий, поэт, автор-исполнитель, заслуженный деятель искусств РБ. А ещё на его счету мировой рекорд: в этом году в День космонавтики он вместе с Героем России, летчиком-космонавтом Михаилом Корниенко и стратонавтом Денисом Ефремовым совершил первый в мире стратосферный прыжок на Северный полюс! Вот что рассказывает об этом сам Александр:
- Так получилось, что я давно мечтал о Северном полюсе. Как известно, российские полярные исследователи, начиная с дореволюционных времен, всегда были впереди в освоении Арктики и северных широт. Хотелось продолжить эту традицию, но необычным образом. Обычно наши покорители Арктики всегда передвигались по льду, по поверхности. А вот Артур Чилингаров, например, спускался на дно Ледовитого океана в географической точке Северного полюса и поставил там российский триколор. А Михаилу Корниенко и мне (Денис Ефремов присоединился к нам позже) захотелось сделать это еще и сверху, доказав российское превосходство. Но дело в том, что это хотели сделать и другие люди, причём даже из не совсем дружественных к нам стран, и нужно было успеть сделать это первыми. Время первых, так нам подумалось и захотелось, должно быть продолжено. И именно под этим девизом мы и готовились: Россия должна сделать это первой! И на ось земли, на Северный полюс, мы совершили этот прыжок.
У стратонавтов были радиомаяки, кислородное оборудование российского производства, которое было испытано впервые. Сам прыжок выполнялся на изготовленных и спроектированных в России новых парашютах.
- Прыжок был действительно очень сложным, потому что все делалось впервые, никто этого при таких условиях не делал, - продолжает свой рассказ о прыжке Александр. - Мы тренировались в Центре подготовки космонавтов, проходили барокамеру, термокамеру, медкомиссии соответствующие, прыгали в Иваново с высоты в 6 тысяч метров, испытывали оборудование. Наши отечественные производители спецодежды оснастили нас специальными комбинезонами, системой обогрева рук. В это оборудование входила парашютная система наша, российская. Кислородное оборудование полностью наше. И наша высотная одежда - комбинезон. Мы не прыгали в скафандрах. Это отличительная особенность этого прыжка. Несмотря на низкое давление, разреженный воздух и низкую температуру, нам сшили такие специальные комбинезоны, и мы их испытали. Все тесты прошли, и теперь наш опыт может быть использован для любых ведомств, кто заинтересован в высотных прыжках. А их очень много – это спортсмены, спасатели, военные. Но в первую очередь мы сделали это для России: время первых продолжается! Я открою небольшой секрет: есть планы сделать такой прыжок и на Южный полюс.
Конечно же, мы закидали Александра вопросами – какова высота прыжка, какая температура воздуха, долго ли не раскрывал парашют, о чём подумали, когда приземлились, кто встречал на полюсе, как согревались после прыжка, не было ли страшно, и какая она, Арктика, с высоты? И вот что он ответил:
- Высота составила 10500 метров (10 с половиной километров, представляете?! – прим.авт.), скорость после отделения около 90 метров в секунду, температура с учётом скорости около 90 со знаком минус, и внизу - лёд, трещины и торосы. До раскрытия парашюта мой полёт длился 2 минуты 20 секунд. Ну, белых медведей, к счастью, мы не увидели. О чем мы подумали? Каждый, наверно, о своем. Поблагодарили Господа, что он нас сохранил, и семьи, которые пережили вот это наше безумное действие.
Согрели нас быстро, потому что мы прилетели слегка обмороженные, все трое. Единственное хорошее лекарство в этом случае, ну вы сами догадываетесь, «очень крепкий чай» - как в фильме «Время первых», помните, Королёв сказал? Встречали нас полярники под руководством Дмитрия Анатольевича Глаголева. Это самые главные герои, которые нас встретили в Барнео. Эти ребята гораздо круче нас с вами. Рядом с ними даже стоять, наверное, стыдно мне было, потому что я сделал всего два прыжка на Северный полюс, на лагерь Барнео, второй - вот, высотный, а они 20 лет прыгают, строят с нуля, приземляются просто на льдину, выживают, строят взлетно-посадочную полосу для того, чтобы потом могли вот такие проекты быть.
Рассказывая о полярниках, Александр вспомнил, что прыжок чуть не сорвался: перед самым прыжком им сообщили, что льдина, на которую они собирались приземлиться, лопнула пополам, и самолёт их оттуда забрать не может. Но ребята всё равно решили прыгнуть: жалко было и многомесячных тренировок, и не хотелось уступать кому-то право сделать это первыми. В результате добирались до Таймыра вертолётами в течение двух суток.
Про страх: «Прыгать очень страшно, дорогие друзья. Но если ты не испытываешь страх, ты не сможешь оценить угрозу, какие-то факторы угроз, и это для авиации не допустимо».
И, наконец, - какая она, Арктика, с высоты десятикилометрового прыжка?
- Небо фиолетовое. Вот это мне запомнилось. Совершенно другой цвет неба. Земля круглая — это сто процентов! Дальше. Внизу однообразный ландшафт, но, когда летишь в свободном падении, в плотные слои атмосферы входишь, там уже позволяет поток как бы стабилизировать хорошо свое падение. Ты начинаешь осматривать эту красоту, хотя, в первую очередь, ищешь своих друзей, которые падают где-то, чтобы по их куполам начинать раскрытие своего купола, но успеваешь поглядеть. Оказывается, Арктика так красива! Говорят, белоснежная пустыня, ничего живого, да? А там всё живёт, я даже об этом песню написал. Двигаются льды, в трещинах появляются какие-то большие, скажем так, рыбы. Там торосы, там ледяные горы, там абсолютная тишина, которую не услышишь нигде на земле. Это красота! Арктика — это красота, созданная Богом!
Запомнился и ответ Александра на вопрос маленькой девочки, которая спросила, кем он хотел стать в детстве: «Конечно, лётчиком! Самолётики запускал, из пластилина их лепил, все фильмы о лётчиках знал, все книги прочитал. А в авиацию пришёл в сорок девять лет. Мечту детства, девочка, не предавай никогда! То, о чём тебе сейчас мечтается, пусть так и в жизни произойдёт!»
Еще одна легендарная личность - Ильдус Равильевич Шарафутдинов, мимо которого мы не могли пройти хотя бы потому, что он обучал наших нефтекамских пилотов, будучи лётчиком-инструктором Янаульского аэроклуба. Он также имеет немало регалий: Ильдус Шарафутдинов – кандидат в мастера спорта по авиамодельному спорту, мастер спорта по парашютному спорту, мастер спорта по вертолётному спорту, лётчик-инструктор, парашютист-инструктор! Работал в различных аэроклубах, в Арзамасе был начальником аэроклуба. Участвовал в подготовке спецконтингента для событий в Афганистане, подготовил более тысячи человек! За его плечами – 3200 прыжков с парашютом, десятки тысяч обученных курсантов-парашютистов. И, конечно же, летчики-пилоты, которых он подготовил не так много, но зато – от и до, что называется, «под ключ». Ильдус Равильевич лично подготовил трёх мастеров спорта СССР и четырех кандидатов в мастера спорта СССР. Только в Первушино при его участии было подготовлено более 12 тысяч парашютистов начальной подготовки.
С 2016 года Ильдус Шарафутдинов занят в производстве беспилотных летательных аппаратов. Оказывается у нас, в Башкирии, их производят уже давно!
- Работаю руководителем полетов, обеспечиваю законность занятия воздушного пространства и выполнения полетов беспилотников. Попал сюда практически случайно – сказался мой опыт в авиамодельном спорте. До начала СВО мы занимались производством беспилотных летательных аппаратов для народного хозяйства. У нас один из лучших беспилотников был в классе до 30 килограммов, который мог в автоматическом режиме вести мониторинг нефтепроводов, газопроводов, высоковольтных линий, заменив в этом деле пилотируемые самолёты. Ведь облет этих линий и трубопроводов происходит на низких высотах, что представляет определенную опасность для пилота. А беспилотник это что? Это механизм. И если что-то там произойдет, то ничего страшного. И мы создали летательный аппарат, который мог именно такими задачами заниматься, работать. Сейчас на базе этого аппарата мы производим дальние разведывательные дроны, производим и дроны-камикадзе для нужд специальной военной операции. Наши беспилотники очень ценятся в зоне СВО, надеюсь, что они спасли немало жизней наших ребят.
Вот таких легендарных людей можно было встретить на этом авиационном празднике. Ну а рассказ о Светлане Капаниной, признанной лучшим пилотом столетия, – в следующем номере нашей газеты.