Там, где недавно вырубали деревья для подготовки трассы, сегодня выложены ярко-синие трубы серии мультипайп трёхслойные из полиэтилена для будущей канализации. Их диаметр 710 мм, длина – 13,5 метров. Срок эксплуатации – 100 лет.
- В данный момент выполняется этап стыковки плетей пятитрубок для удобства укладки, оставляем только стыки, выполняемые перед укладкой - рассказывает руководитель проекта ООО «Билд» Тагир Адигамов. – Стыковка производится методом контактно-стыковой сварки нагретым инструментом с применением электростанции – это дорогое оборудование. Сам стык с подготовкой и сваркой занимает два часа. После того, как плети растянем вдоль трассы, начнём разработку траншеи, укладку трубопровода и обратную засыпку. Разрабатываем траншею примерно в полкилометра, соединяем все эти плети и укладываем.
Напомним, что линия нового коллектора пролегает вдоль старого трубопровода, который построен ещё в семидесятых годах прошлого столетия. Всё это время город активно застраивался, и нагрузка на старые сети резко возросла. Наверное, не надо объяснять, что будет, если однажды они не выдержат. Последствия канализационного коллапса не понравятся никому.
Трасса проходит через лес, дважды пересекая Тропу здоровья. В частности, у камня с капсулой с посланием будущим поколениям. Всё это делается, в том числе, и ради них. Но сегодня многих жителей волнует – не перекопают ли пешеходные дорожки, разрушив асфальт. Подрядчик спешит успокоить: на такой случай существует особая технология. Она уже применяется на улице Городской, где также идёт подготовка к укладке нового канализационного коллектора. Рабочие двигаются от КНС-4 в сторону биологических очистных сооружений. Протяжённость трассы 7,5 километров.
- Мы находимся в конце улицы Городской перед заболоченным участком. Здесь используется метод безтраншейной укладки трубопровода при помощи ГНБ – горизонтально-наклонного бурения. На данном участке в 600 метров надо протянуть трубопровод. Здесь варится плеть, также 600 метров, - поясняет Тагир Адигамов. – Делается приямок, забуривается так называемая колонна из штанг. Пробуривается насквозь пилотная скважина, потом она расширяется до нужного диаметра. На той стороне захватывается плеть и протягивается. Это бестраншейная технология, открытой разработки нет.
Метод ГНБ применяется на благоустроенных территориях, в местах пересечения с различными коммуникациями, дорогами, въездами во дворы и подъездами к школам. Но проезжую часть время от времени придётся перекрывать. Когда разработана скважина, но трубопровод ещё не уложен, внизу образуется полость. Из-за активного автомобильного трафика на этом участке может просесть грунт, что чревато дорожно-транспортными происшествиями. Об очередных ограничениях движения будут заранее оповещать. С использованием метода горизонтально-наклонного бурения связано некоторое неудобство – шум работы техники. Так как сроки поставлены чёткие и нарушать их нельзя, рабочие будут трудиться до девяти вечера. Но не позднее. Жителей просят отнестись с пониманием.
Строительно-монтажные работы должны завершить до конца октября этого года.
Владимир Громов, заслуженный строитель РБ и РФ, почётный гражданин города:
- Для нашего города очень большое значение имеет выделение денег для реконструкции очистных сооружений и строительства коллекторов. Мы мечтали об этом в своё время, потому что ещё немножко и город захлебнулся бы в этих нечистотах. Строительство Нефтекамска идёт, а диаметр труб маленький, тем более, что они устарели уже, износ у них очень большой. Поэтому очень здорово, молодцы, кто добился выделения этих денег. Для города это имеет огромное значение. Но самое главное, чтобы строила хорошая, серьёзная организация. И обязательно нужно вести технадзор, следить за качеством работ. А строителей поздравляю: теперь можно строить спокойно и вводить новое жильё.