+2 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Z
22 Сентября 2023, 14:27

Нефтекамец с позывным «Казань» приехал в родной город с территории проведения СВО в командировку

Нефтекамец с позывным «Казань» приехал в родной город с территории проведения СВО в командировку. Звучит необычно и даже немного непонятно. Во-первых, почему молодой человек взял себе позывной в честь столицы Татарстана, а не Республики Башкортостан? Во-вторых, странен его маршрут: обычно военные едут в командировку в зону боевых действий, а не в мирный населённый пункт, далёкий от выстрелов и взрывов.

Руслан Никонов, «КЗ».
Фото:Руслан Никонов, «КЗ».

На эти и другие вопросы боец ответил нам лично. Беседовали долго, интервью растянулось аж на два дня. Начали разговор в редакции, а затем отправились на встречу с одним из благотворителей, помогающим своим землякам. Удалось нам побывать и в доме старшего лейтенанта, и в одном месте в центре города, от одного вида на которое сдержать слёзы оказывается не так-то просто…

В редакцию заходит Ирек Робертович. Через газету он хочет поблагодарить людей, которые помогают землякам, сражающимся в зоне проведения СВО, в том числе и близкому человеку самого нашего гостя. Его сын Эрнест – кадровый военный, дослужился до старшего лейтенанта. В настоящее время вернулся из зоны проведения СВО на родину. Правда, ненадолго. Через пару дней бойцу нужно вернуться обратно, дело ещё не закончено. Эрнест в зоне СВО с февраля 2022-го, «за ленточку» его бригада заходила в числе первых. За практически два года спецоперации молодой офицер совершил не один подвиг, получил несколько высоких наград, был ранен в бою и отправлен на восстановление. Успел Казань и вылечиться, и сходить в отпуск, и повидаться с родными и друзьями. Но в этот раз причиной его приезда стало служебное задание: привезти из Нефтекамска в зону боевых действий автомобиль («Техники много не бывает, она там идёт за расходный материал. В среднем одной машины хватает месяца на три, дальше она для езды уже непригодна», - объясняет позже наш гость). Больше тысячи километров туда и столько же обратно, неблизкий путь. Но расстояние героя не пугает. Оно и понятно, раз не пугают уже взрывы и артобстрелы, спокойное автопутешествие по ровной дороге, пусть даже и длящееся несколько суток, кажется каким-то пустяком.

«Откуда взялась машина?», - спрашиваю старшего лейтенанта, который вскоре появляется в редакции. «Неравнодушные горожане купили её за свой счёт. «Буханка» подержанная, но со своей главной задачей справляется – ездить можно. Ну, сейчас вместе поедем – посмотрите», - отвечает боец. Мы отправляемся в промышленную зону Нефтекамска. Там встречаемся с одним из главных благотворителей, без которого покупка машины была бы невозможна. «Это Сергей, знакомьтесь», - представляет подошедшего мужчину Казань. Как выясняется, «буханка» – это не первое, что отправляет на фронт бизнесмен. «Сначала я познакомился с отцом Эрнеста, а потом уже с ним самим. Тогда узнал, что ребятам нужны квадрокоптеры и рации, их я им и приобрёл. Также покупал рации и для мобилизованных, тогда никто ко мне не обращался, я сам отнёс посылку в пункт сбора гумпомощи. Делаю это не только для солдат лично, но и для общего дела в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы всё это поскорее закончилось и наши вернулись живыми и здоровыми. Недавно ко мне вновь обратился Эрнест. Им там очень нужна машина, без неё никуда. Я сказал: приезжай, заберёшь уазик. Вот он и приехал», - объясняет Сергей Исаев. «Так же гораздо проще. Сам посмотрю машину, сам доставлю. Не то что я переживаю, что, если вдруг её погонит кто-то другой, она до нас не доедет. Просто так будет быстрее и надёжнее. Со мной мой напарник, профессиональный водитель. Он и сядет за руль, ну а я буду на подхвате, сменять, если понадобится», - говорит Казань.

Сергей Исаев (слева) передаёт Эрнесту ключи от уазика. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Сергей Исаев (слева) передаёт Эрнесту ключи от уазика. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

По дороге в редакцию заезжаем домой к герою, ему нужно оставить кое-какие вещи. Со двора частного дома выбегает лысая кошка породы сфинкс. За ней ещё одна – белая. Её догоняет рыжая. «Четвёртую не видели? Да, у меня четыре кошки. Я же без котиков никак. У меня и там, в землянке, теперь живут питомцы. Правда, кошка только одна – Тигруша, её зовут так же, как и ту, что живёт здесь. Зато собаки две – Шурпа и Пуля», - улыбается офицер. Питомцев на территории СВО заводят многие, ведь, по словам Казани, они – своеобразные отдушины. Играя с четвероногими, балуя и дрессируя, немного отвлекаешься от происходящего. «Сейчас, конечно, полегче. На многое уже не обращаешь внимания, не всё воспринимаешь так остро, как в первые месяцы, а особенно - в первые дни. Я хоть и кадровый офицер, но без боевого опыта. Учился в первой гимназии, потом – в башкирской, после поступил в Казанское танковое училище. Отсюда и позывной. Сначала подумал: непатриотично, я же из Нефтекамска. Но название нашего города слишком длинное, не докричишься на передовой. После окончания училища попал по распределению на службу в Приморский край. Я пробыл там два года, ну а потом попал на СВО. 27 февраля 2022-го зашли в зону боевых действий. Не все из нас знали, что нужно делать. Сейчас мы набрались опыта, не отвлекаемся на посторонние мысли, чётко выполняем текущую задачу. Концентрация на какой-то одной цели и помогает нам выжить», - считает боец.

Казань учился на танкиста, но успел побывать и мотострелком. Был ранен, лечился на родине несколько месяцев, потом некоторое время был в отпуске. Вернувшись в зону СВО, Казань начал выполнять совсем другие функции. Он стал заместителем командира по военно-политической работе. «Основная моя задача – организация военно-патриотического воспитания, информирование о текущей обстановке, проведение культурно-досуговых мероприятий и обучение военной подготовке. Сначала занимался с мобилизованными, теперь – с добровольцами. Объясняем, что к чему, как обращаться с оружием, экипировкой, рассказываем об основах ведения боя. И так – изо дня в день», - рассказывает Казань.

Эрнест и его отец Ирек Робертович в редакции газеты «Красное знамя». Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Эрнест и его отец Ирек Робертович в редакции газеты «Красное знамя». Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

25-летний офицер имеет сразу несколько наград: орден Мужества, медаль Жукова и медаль «За боевые отличия». О них боец рассказывает весьма скромно. Хотя за каждой из них – геройский поступок.

Но, кроме признания, есть кое-что ещё – потери, отдающиеся острой болью в его сердце. «В казанское училище я поступал вместе с Тимуром Стоговым. Тогда не особо удивился, многие нефтекамские выпускники хотят учиться в Татарии. Удивился, когда увидел Тимура на СВО. Бои ведутся на огромных территориях, встретить своего земляка-сокурсника перед одним из сражений в зоне СВО – больше, чем счастливая случайность. Когда приехал в Нефтекамск после ранения, решил связаться с Тимуром, вдруг он в отпуске, встретимся, поговорим. Тут-то и выяснилось, что с того самого боя он не вернулся, остался прикрывать своих, которые отходили. Отличный был парень, это большая потеря и для меня лично». 

Мы с бойцом едем к «Аллее героев» у городского парка. Здесь есть фотографии всех погибших участников СВО, в том числе и сокурсника нашего бойца. Перед его портретом Казань почтительно снимает кепку-полёвку и молча стоит пару минут. Затем мы уезжаем.

На «Аллее героев» боец с позывным «Казань» у портрета погибшего товарища Тимура Стогова. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
На «Аллее героев» боец с позывным «Казань» у портрета погибшего товарища Тимура Стогова. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

Спрашиваю: «Как ты вообще решился стать военным?» «В семье все – творческие личности. Мой папа – архитектор, мама – иконописец и реставратор. С искусством связали свою жизнь сестра и брат. Один я – военный. Не то чтобы с детства мечтал им стать, но это всё казалось чем-то интересным. Родителям я очень благодарен, они приняли моё решение поступить в училище, поддерживают и все последние годы, всё то время, что я на СВО. Отец через своих знакомых организовывает сбор и отправку гуманитарной помощи, общается с предпринимателями, говорит, что нам там действительно нужно. И это не влажные салфетки или сладости, всю мелочёвку мы можем купить на месте. Нам нужна техника, она там, повторюсь, расходный материал, что машины, что дроны, что печки. Этого там не купишь», - рассказывает старший лейтенант.

«А что будет потом, когда закончится спецоперация?» «Скорее всего, уволюсь и вернусь в Нефтекамск. Здесь есть куда двигаться, так много свободных ниш. У меня уже есть идеи. Да я уже в общем-то начал их реализовывать».

За помощь в сборе гуманитарного груза Казань и его отец Ирек Робертович благодарят: Сергея Радимовича Исаева, Данила Фанавиевича Мухаева, Филусю Магруфовну Мухаеву, Дениса Фаритовича Нургалиева, Андрея Айратовича Фаршатова, Руслана Ильшатовича Гареева, Марата Винировича Хамидуллина, Александра Николаевича Тимофеева, Раиса Гумеровича Теляшева и Николая Анатольевича Антропова.

Автор:Карина Анисимова 
Читайте нас: