- Когда попали в зону СВО и какие задачи выполняли?
- На спецоперацию попал осенью 2022 года в составе добровольческих формирований. Выполнял задачи, поставленные руководством. Какие задачи ставили, такие и выполняли. Служил в штурмовом подразделении. Вернулся я в мае 2023 года по окончании контракта, после тяжёлого ранения. Мне 50 лет. Эта война у меня уже не первая и не вторая. И ранения уже были.
- Вам помог прошлый опыт? Ведь война уже по-другому ведётся.
- Война совершенно другая. Применение такого количества самолётов, БПЛА, артиллерии. Украинской армии помогают все западные союзники. И вооружением, и наёмниками. Очень много наёмников на нашем пути встречалось.
Опыт, он приобретается со временем. Самое главное – дисциплина и понимание, к чему мы движемся, какова наша цель. У добровольцев всегда большая мотивация – это в первую очередь.
У всех много своих факторов. У одних одни причины, у других – другие. Но они знают, куда идут, с какими трудностями столкнутся.
- В чём проявляется солдатская смекалка?
- Во всём. Опыт прошлых войн используется. Очень часто по рации представители разных национальностей разговаривают на своём родном языке. Противник не может их понять. Про некоторые диалекты там даже не слышали.
- Насколько важна для бойцов гуманитарная помощь?
- По гуманитарной помощи хотелось бы уточнить, что государство даёт всё снабжение: вооружение, продовольствие, все остальные вещи. Но гуманитарная помощь необходима по причине того, что государство хоть и выполняет, но битва идёт не на жизнь, а на смерть. Большие расходы боеприпасов, в провианте, медицинских препаратах. Нужно абсолютно всё. И гуманитарная помощь лишней не будет, чтобы выполнить все поставленные задачи вовремя. И самое главное – с минимальными потерями.
- Волонтёры плетут маскировочные сети, делают окопные свечи. Это помогает?
- Сейчас начнётся весна-лето, «зелёнка». Маскировочные сети необходимы. Это, скажем так, приоритет. Окопные свечи тоже обязательны: маленькие, большие, средние – не важно. Они лишними не будут. Электричества нет. Нет ни каких-то, скажем, благ цивилизации. Свечи помогают в быту: приготовить пищу, осветить какой-то участок. Они не промокают, они всепогодные.
- А если говорить не только о материальной, но и о моральной поддержке?
- Дух боевой поднимает, конечно, когда письма приходят на передовую. Дети и школьники пишут. Это очень приятно. Я тоже такое письмо в госпитале получил. Оно висит у меня до сих пор на стене. То есть это очень сильно мотивирует людей. У них есть жёны, дети, отцы, матери – это очень приятные воспоминания. Когда думаешь о них – чувствуешь мотивацию. Понимаешь, что выполняешь задачи, поставленные перед нами руководством нашей страны, и что мы выполняем свою работу. Защищаем нашу страну. Наших родных, наших близких. Все мы жители России. Много национальностей, много конфессий религиозных. Все мы делаем одно дело – это нужно понимать.
- Как проходит Ваше восстановление? Мирная жизнь наладилась?
- В привычный ритм вхожу. По возвращении из зоны СВО сделал ещё две операции. Всесторонняя помощь оказывается везде. В администрации города, в фонд «Защитники Отечества» всегда можно прийти по всем вопросам. В больницах, в госучреждениях все участники и ветераны СВО по льготной очереди проходят. Всё делается по возможности.
- Легко ли привыкнуть к тому, что вокруг не стреляют? Есть какая-то опаска, когда просто идёте по улице?
- Здесь безусловно нужны меры психологической реабилитации всех участников СВО. Потому что, как правило, у всех, кто приходит, есть заболевания по ТСР (посттравматическое стрессовое расстройство – прим.автора). Всё-таки эта война жесточайшая. К сожалению, гибнут наши братья. Это тяжело.
- Вас приглашали на соревнования, которые проводят для ветеранов СВО?
- В Уфе проходил чемпионат по многоборью среди инвалидов. Разные виды спорта. Это своего рода паралимпиада. Тут всё зависит от ранения. У кого-то была ампутация нижних или верхних конечностей. У кого-то минно-осколочные, пулевые ранения. Задет позвоночник или тазобедренный сустав. Но каждый в меру своих возможностей нашёл возможность выступить на этих соревнованиях. К сожалению, я попасть не успел, потому что делал повторную операцию.
- Что думаете делать дальше?
- Я отучился в Центре занятости. Стою в очереди на трудоустройство. Надо жить. Двигаться дальше. Жизнь на этом не заканчивается.
- Вы планируете общаться с ребятами на передовой или консультировать здесь, в Центре поддержки участников СВО?
- Если какие-то люди обратятся ко мне, я считаю, что мой опыт будет полезен. Фонд «Защитники Отечества» всех участников СВО знает. И если будет необходимость, то я с большим удовольствием окажу посильную помощь.