+27 °С
Ясно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ДАТА
14 Февраля , 09:35

С любовью к науке

8 февраля отмечался День российской науки.

Гульнара Сафина – декан, доцент, кандидат наук.
Гульнара Сафина – декан, доцент, кандидат наук.

Отец Гульнары Сафиной – физик, мама – языковед и литератор. Её тети и дяди – учителя математики. Казалось бы, выбор профессии очевиден. Но девушка подаёт документы на медицинский факультет, она страстно желает быть врачом. До зачисления не хватает коварных полбалла. Гульнара решает сделать перерыв и отправляется работать пионерской вожатой. 

В школе замечают: «Тебе бы в педагоги, вон как хорошо получается ладить с детьми, многого добьёшься». Слова оказываются пророческими. Сегодня Гульнара Фриловна Сафина - декан экономико-математического факультета Нефтекамского филиала Уфимского университета науки и технологий, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационной безопасности.

Гульнара Фриловна преподаёт в университете множество математических дисциплин на направлениях подготовки: «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность», «Технологические машины и оборудование», «Экономика», «Прикладная информатика».  Наука развивается, преподаватели, как и студенты, осваивают новые направления и продолжают исследовательскую работу. «Сейчас среди студентов популярна информатика, будущее – за технологиями. Благодаря тому, что в школах этот предмет изучают на достойном уровне, ребята приходят к нам с определёнными знаниями, их не надо обучать «с нуля». Но я считаю, что информатика, программирование невозможны без фундаментальной и прикладной математики. Нужно знать много понятий, методов, формул, без знаний которых невозможно алгоритмировать в информатике. У сегодняшних студентов больше возможностей, чем было у нас. Они участвуют в престижных конкурсах, пишут заявки на гранты, получают средства и реализуют свои идеи, многие публикуют свои статьи в российских научных журналах», - говорит доцент.

У самой Гульнары Фриловны более 100 научных публикаций: пять монографий, 50 статей в журналах ВАК, 6 статей в журналах Web of Science, Scopus. Ещё в школе, учась в профильном физико-математическом классе, Гульнара любила решать задачи из сборника Сканави. Будучи студенткой Башкирского государственного педагогического института, она начинает заниматься диофантовыми уравнениями (встречаются при поиске оптимальных структур в молекулярной физике и органической химии, при расшифровке компьютерных алгоритмов системы цифровых подписей, разработке систем управления вертолётами, осветительных приборов - прим. автора). 

Отличница учёбы, Гульнара, получает Ленинскую стипендию, является старостой группы, занимается народными танцами, состоит в стройотрядах, даже выезжает с интернациональным отрядом в Германию. Все пророчат ей аспирантуру. Но в это время девушка уже выходит замуж и думает о полноценной семье. После получения диплома будущий кандидат наук от этой самой науки отходит и восемь лет работает учителем математики в гимназии №1. В 2001 году в Нефтекамске открывается филиал БашГУ, перспективного педагога начальство зовёт к себе на кафедру. Гульнаре Фриловне тогда исполняется 35 лет.

«В тот момент я поняла, что вузовскому педагогу нужно не только давать знания другим, но и заниматься самому научной, исследовательской деятельностью. Планировала продолжить работу над диофантовыми уравнениями, но не смогла найти свою дипломную работу. Начала с нуля разрабатывать другую тему в области механики жидкости, газа и плазмы. Официальное название труда – «Диагностирование закреплений трубопровода с жидкостью». Мне было интересно проводить исследования и подводить итоги, когда жидкость течёт – одни результаты, когда не течёт – совершенно другие. Исследованная и решенная проблема непосредственно связана с колебательными процессами упругих систем, зависящих от изменения параметров потока жидкости. Задачи акустической диагностики важны в связи с увеличением техногенных катастроф и опасностями, связанными с изношенностью основных фондов. В настоящее время достаточно хорошо разработаны акустические методы обнаружения трещин, определения формы области или размера предмета. Быстрыми темпами развивается и электронная диагностика технических систем. Учёные создают всё новые и новые методы диагностики в целях обеспечения большей безопасности людей и быстрого обнаружения неисправности. Другое важное использование задачи определения закреплений трубопровода – виброзащита топливных систем. Все эти проблемы связаны с научными задачами колебательных процессов систем, шумоподавления, акустической диагностики и теории обратных задач математической физики. Именно кандидатскую, которую я защитила в 38 лет, считаю серьёзной своей работой. И безмерно благодарна своим научным наставникам, которые сподвигли меня к этому серьёзному шагу, – профессорам, докторам физико-математических наук Азамату Мухтаровичу Ахтямову и Семёну Израилевичу Спиваку. Сейчас научная деятельность у меня проходит совместно со студентами. В частности, рассматриваем элементы механических систем и колебательные системы, решаем обратные спектральные задачи, участвуем в российских и международных конкурсах молодых физиков, занимаем призовые места», – рассказывает Гульнара Сафина.

Кстати, олимпиадные задачи Гульнара Фриловна решает не только на работе, но и дома. Её супруг – информатик, преподаёт в лицее №1, ведёт ресурсный центр по информатике, готовит школьников к олимпиадам. Часто происходят совместные домашние дискуссии по математической части программистских задач. Раньше к дискуссиям присоединялись и их дети, сейчас они уже разъехались, живут в других городах. Сын, хотя и учился в техническом вузе, выбрал творческое направление и стал фотографом, а дочь пошла по стопам родителей: отучилась в МГИМО, затем – в Германии в Университете Гёте, после получения диплома магистра осталась работать там ведущим аналитиком и инженером-программистом. «Дома всегда решали судоку на время, часами, иногда на спор, сидели над сложными, но интересными задачами. Всё-таки домашняя обстановка не в последнюю очередь влияет на выбор профессии. Ведь и мои родители имели отношение к наукам и заразили меня этой увлечённостью. Хотя когда-то я и мечтала стать врачом, но сейчас понимаю, что всё же нахожусь на своём месте – преподавателя именно математических дисциплин», – улыбается Гульнара Фриловна.

Автор:Карина Анисимова 
Читайте нас: