И люди у нас самые разные – более сотни национальностей дружно живут в нашей республике, мусульмане и христиане вместе отмечают религиозные праздники, и нас этим не удивишь. Но вот не зря говорят – лицом к лицу лица не увидать. И мы порой забываем, в каком замечательном месте мы живем, какие прекрасные люди нас окружают, какая богатая у нас история. Все стремимся куда-то подальше – посмотреть заморские страны, напитаться чужой культурой.
И лишь бесконечные санкции Запада заставили нас вспомнить о том, что и дома у нас есть на что посмотреть. Сейчас активно развивается местный туризм, и мы, журналисты, решили внести свой вклад в его развитие. Очередной совет редакторов северного межрайонного объединения Союза журналистов Республики Башкортостан прошел в Татышлинском районе, и главный редактор «Татышлинского вестника» Рафит Файзрахманов организовал нам экскурсии в музеи и памятные места района.
Надо отметить, что Татышлинский район богат на талантливых людей и выдающихся личностей, и что самое главное – татышлинцы не только гордятся своими знаменитыми земляками, но и бережно хранят память о них. Мы побывали в районном краеведческом музее в Верхних Татышлах, в музее башкирского поэта и просветителя, учёного и религиозного деятеля Гали Чокрыя, которого почитают наравне с другим просветителем башкирского народа Акмуллой, – в деревне Старочукурово, в музее народного поэта Башкортостана Ангама Атнабаева – в деревне Старый Курдым, а также на могиле предводителя северных родов башкир XVI века Исан-хана, а еще испили волшебной воды в роднике, именуемом здесь «Хазрат чишмасе» (Родник Хазрата).
Потомки Исан-хана
В краеведческом музее нам с любовью рассказали об истории района и его знаменитых людях. Татышлинский район расположен на бывших башкирских вотчинных землях Ирактинской, Урман-Гарейской и Кыр-Таныпской волостей, поэтому татышлинцы считают себя потомками башкирских родов Гарей, Иракты и Танып, это отражено даже на гербе района, в котором использованы стилизованные тамги этих родов в красном и жёлтом цветах.
Татышлинцы гордятся тем, что именно их предки первыми подписали договор о присоединении к России: по преданию, глава ирактинцев Исан-хан был одним из первых башкирских биев, обратившихся к русскому царю Ивану IV с просьбой о принятии в подданство. Причем не только от имени своего рода, но и от других башкирских родов, располагавшихся по соседству. Как нам рассказали, при принятии каких-либо судьбоносных решений башкирские рода объединялись и одного из глав родов – биев – избирали на этот период ханом с делегированием ему особых полномочий. В описываемое время ханом избрали главу ирактинцев Исан-хана, он и отправился на переговоры с русским царем.
Татышлинский район – родина главного старшины Осинской дороги Шарифа Киикова, народной артистки БАССР и России, заслуженной артистки РСФСР Зиниры Атнабаевой, народных артистов Башкортостана и Татарстана Хании Фархи, Салавата Фатхетдинова… И этот перечень можно перечислять долго. А ещё это родина четырёх Героев Советского Союза – Миннуллы Бадретдинова, Амирьяна Хайдарова, Габдулхая Саитова, Николая Ведерникова. Потомки оказались достойными Исан-хана, который был настоящим батыром, один ходил с рогатиной на медведя. Всего же из Татышлинского района ушли воевать в Великую Отечественную семь тысяч человек, более четырех тысяч так и остались лежать на полях сражений. Есть семьи, из которых ушли воевать и погибли по пять и шесть сыновей, их имена также здесь помнят и чтут.
В память о Хании Фархи
Отдельное помещение отведено под музей Хании Фархи – народной и заслуженной артистки Республики Татарстан. Музей появился неслучайно: Хания Фархи – любимая народом певица, её любят и в Башкирии, и в Татарии. Она собирала полные залы, её проникновенное исполнение брало за душу. Но особенно дорога она татышлинцам, ведь Хания Фархи – их землячка, она родилась и выросла в деревне Верхняя Салаевка Татышлинского района, и даже когда стала известной певицей, никогда не забывала свою родину, всегда приезжала сюда с концертами.
Её скоропостижная смерть в 2017 году отозвалась болью в сердцах всех её поклонников. Татышлинцы решили увековечить её память. В музее собраны сценические платья и аксессуары певицы, предметы, когда-то принадлежащие ей. Смотрителем музея является родная сестра певицы Фирюза. В этом году в сквере рядом с музеем открыли памятник Хании Фархи.
Родина Гали Чокрыя
Далее мы проследовали в деревню Старочукурово (Иске Чокыр), в которой родился Гали Чокрый (в разных написаниях – Гали Чокорый, Гали Сокорый). Настоящее имя известного поэта и просветителя XIX века – Мухаммедгали Габдесалихович Кииков. Он из рода Кииковых, потомок главного старшины Осинской дороги Шарифа Киикова и самого Исан-хана. А псевдоним взял от названия родной деревни – Чокыр.
Гали Чокрый был имамом села Иске Чокыр, большую часть своей жизни посвятил просветительской деятельности – открывал в селе школы и медресе, сам преподавал, писал и издавал свои книги, оставив богатое и многогранное наследие в литературе.
В небольшой деревушке, в которой и осталось десятка два домов, работает полноценный музей Гали Чокрыя, которым заведует Бахтигарей Арманшин, местный краевед. Он же – имам-хатиб мечети, которая располагается во второй половине дома. На нас он произвел большое впечатление своим неравнодушием, настоящей любовью к своим именитым землякам, чью память бережно хранит и чьи заслуги считает недооцененными родной республикой. Внутреннее убранство музея напоминает стиль XIX века, там же находятся домашняя утварь, книги, документы, которыми пользовался поэт. Гордостью музея является шежере ирактинских башкир, составленное Г.Чокрыем. Вернее, само шежере в виде большого раскладного альбома составлено уже потомками Гали Чокрыя. А в его основу легло стихотворное шежере, составленное Г.Чокрыем, в нем он проследил свой род до двадцатого колена, до самого Майки-бея – одного из военачальников Чингисхана.
Этот музей удивителен еще и тем, что он живой: его экспонаты постоянно пополняются, в том числе и шежере. Бахтигарей Арманшин показал нам страницы, в которых дописаны новые имена: в его составлении принимают активное участие не только жители села и района, но и потомки Кииковых, разбредшиеся по всему миру. Здесь также хранятся рукописи Гали Чокрыя, личный Коран его отца – Габдесалиха, книги поэта, изданные еще при его жизни, личные вещи.
Музей Ангама Атнабаева
Не менее интересной была экскурсия в музей народного поэта Башкортостана Ангама Атнабаева. Расположен он в деревне Старый Курдым, в местной школе. Надо отметить, что в этой школе есть и краеведческий музей, которому могут позавидовать иные районные и городские музеи: очень содержательный, богатый на экспонаты, с множеством тематических экспозиций. Так что будете в Старом Курдыме – не забудьте заглянуть в школу. Под музей Ангама Атнабаева здесь выделено отдельное помещение. Большим сюрпризом для нас стала встреча с родным братом поэта Магданом Атнабаевым, который и провел для нас экскурсию по музею. Магдан Касимович рассказал о военном детстве поэта. Ангам Атнабаев был старшим ребенком в семье, где росло семеро детей. Ему было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт и не вернулся, и Ангам остался за старшего в семье. Ему пришлось рано повзрослеть, заботиться о младших, зарабатывать. Как признается его младший брат, Ангам им был за отца, и проявлял заботу о своих близких на протяжении всей жизни. Братья и сестры выросли и разлетелись. Сестра Зинира стала народной артисткой Башкортостана и России – еще одна гордость семьи. А Магдан Касимович горд тем, что сохранил родовое гнездо в деревне. Он и сам был готов уехать, но когда Ангам Атнабаев написал стихотворение «Нигез ташы», адресованное ему, Магдан Касимович воспринял это как своего рода благословение, завещание сохранить отцовский дом.
Кстати говоря, знаете ли вы, что у нас, в Нефтекамске, есть улица Ангама Атнабаева? Конечно же, улица имени знаменитого земляка есть и в Верхних Татышлах, и на его родине – в селе Старый Курдым, но вот помимо – только у нас.
После Ангама Атнабаева в Татышлинском районе не только улицы его именем назвали и открыли музей (школа, в которой располагается музей, тоже носит имя знаменитого земляка), но и учредили его премию. Награда вручается с 2003 года за пропаганду творчества поэта и другие достижения в области литературы и искусства. Был удостоен премии своего брата и Магдан Атнабаев.
Несмотря на преклонный возраст, а Магдану Касимовичу исполнилось 90 лет, он очень энергичен и бодр, и буквально уговорил нас завернуть еще к мечети, где планируется поставить памятник хазрату, и к роднику. Причем не согласился поехать вместе с нами на автобусе, а поехал сам, за рулем своей машины. Таким образом поневоле мы отклонились от намеченного маршрута, о чем ни разу не пожалели.
Гарифулла-хазрат и его родник
Говоря о роднике, нельзя не рассказать о Гарифулле-хазрате Киикове – сыне Гали Чокрыя.
Гарифулла Мухаметгалиевич Кииков – башкирский поэт-просветитель, публицист, ученый, автор книги «История башкир и родословная ирактинцев». Как и отец, он посвятил свою жизнь просвещению и обучению простых людей, открыл в селе Старый Курдым медресе, преподавал там. Как рассказал Магдан Атнабаев, Гарифулла-хазрат при помощи родственников и жителей села построил в деревне не только медресе, но и мечеть, библиотеку для шакирдов. При его участии и содействии в деревне появилась аптека, в которой сиротам и нуждающимся бесплатно выдавались лекарства, изготовленные из лечебных трав. Был даже постоялый дом для путников, в котором они могли поесть горячей пищи и переночевать.
Знаменитый в этих краях родник также был обустроен Гарифуллой Кииковым, и впоследствии в память о нём назван Родником Хазрата. Этот родник именуют еще семиглазым, поскольку вода истекает из семи разных отверстий в земле, а потом, соединяясь, образует один большой ручей. Есть поверье, что каждый из семи источников обладает особым даром. Хочешь получить смелость батыра – испей из первого источника, второй дарит красоту, третий – ум, четвертый – счастье, пятый – здоровье, шестой подарит жизнь без горя и забот, а седьмой дает счастье любить и быть любимым. Если выпьешь воды в том месте, где соединяются все семь источников, то никогда этот родник не забудешь. Мы испили из разных источников, будем надеяться, что все обещанное исполнится.
А еще здесь, у родника, ежегодно в мае проводится религиозный праздник Сохбат-жыен. В давние времена, чтобы донести до людей послания Всевышнего, пророк Мухаммед вел своих сподвижников на то место, где собирался народ, и вел с ними беседы, оттуда и пошла традиция проведения сохбат-жыенов. Говорят, проводил такие беседы-проповеди у родника и Гарифулла-хазрат. Жители Старого Курдыма решили возродить эту традицию. На Сохбат-жыен собираются гости из разных уголков района и соседних регионов. На празднике обязательно знакомят гостей с жизнью просветителя Гарифуллы Киикова, читают молитвы, готовят различные кушанья из мяса жертвенных животных, накрывают столы прямо здесь, у родника, и угощают гостей. И как всякий праздник, Сохбат-жыен не обходится без концертных номеров и выступлений артистов. В завершение все участники праздника обязательно набирают воды из семи источников святого родника, возлагая светлые надежды на будущее. Организатором праздника является Курдымский религиозный приход, активно участвует в этом и наш почтенный экскурсовод Магдан Касимович Атнабаев. Как оказалось, долгое время он работал имам-хатыбом и только недавно отдал бразды молодому имаму. Между прочим, и люди, о которых он рассказывает с любовью и восхищением, не просто известные люди и исторические личности. Они родные ему по крови: он не только родной брат Ангама Атнабаева, но и потомок рода Кииковых, о чем свидетельствует родословное древо – шежере, составленное Атнабаевыми.
На могиле Исан-хана
Следующая наша остановка – могила Исан-хана, расположенная посреди поля между селами Старочукурово и Новочукурово. В осеннюю распутицу сюда можно добраться с трудом. Но сама могила красиво оформлена и ухожена. О том, кто же такой Исан-хан, я уже упоминала выше: именно при нем в XVI веке северные башкиры присоединились к России. Исан-хан – один из потомков Майкы-бия, его считают основоположником табынского ханства, лидером ирактинских башкир. По преданию, это был очень сильный человек, настоящий батыр, и на встречу с Иваном Грозным в Москву пошёл один, на лыжах. Прожил довольно долгую по тем временам жизнь – 75 лет. Очевидно, что при жизни он был очень почитаем не только за силу, но и за недюжинный ум и справедливость. Иначе чем объяснить ту память и любовь потомков, которые пережили века?
Вообще история этой могилы удивительна. Начнем с того, что могиле этой – более 400 лет: Исан-хан был захоронен здесь в 1600 году. Это одинокая могила посреди поля, и до последнего времени на ней ничего, кроме большого камня, не было. Но она не затерялась и не пропала ни в годы революций и Гражданской войны, ни в годы коллективизации, ни в послевоенные годы, когда под пахотные земли забиралось все. Никто не сдвинул этот камень с места, за могилой всегда ухаживали благодарные потомки.
Есть даже такая история, похожая на легенду: один из жителей, уходя на фронт во время Великой Отечественной войны, поклялся на могиле Исан-хана, что если вернется живым с войны, то до конца жизни будет ухаживать за этой могилой. Он вернулся живым и сдержал свое слово. Я потом уже покопалась в Интернете и выяснила, что история вполне реальная: звали этого человека Нургали Исмагилов, житель деревни Новочукурово, он был хранителем могилы Исан-хана в 1930-1980-е годы. На торжественное открытие надгробной мемориальной плиты, которая была установлена на могиле в 2017 году, была приглашена его дочь Маулида Нургалиевна Исмагилова, живущая в Янауле. А вот правнуки Нургали Исмагилова, похоже, живут в Нефтекамске: на сайте «Бессмертного полка» среди нефтекамских фронтовиков я обнаружила рассказ о Нургали Исмагилове, уроженце села Новочукурово, написанный правнучкой ветерана войны.
В этом году татышлинцы с проектом «Возведение мемориального комплекса Исан-хана» выиграли грант Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан. На полученные средства на могиле установили кованый купол, благоустроили территорию захоронения, поставили ограждение.
Конечно, за одну короткую поездку сложно охватить все. На этот раз мы многое узнали о людях, прославивших татышлинскую землю, поняли, как татышлинцы дорожат ими и берегут их память. Люди, живущие в самом маленьком по занимаемой площади районе Башкирии (1376 кв.км), очень тесно связаны между собой и землячеством, и кровными узами. Думаю, не ошибусь, если каждый коренной татышлинец считает себя потомком Исан-хана и легендарного Майки-бея. Вот и наш коллега, главный редактор «Татышлинского вестника» Рафит Файзрахманов тоже оказался из этого рода. Главный старшина Осинской дороги Шариф Кииков – его предок в седьмом колене.
Но этот район богат не только талантливыми людьми, но и красивой природой, археологическими памятниками. К примеру, здесь растут исчезающие виды диких пионов. В районе сохранились несколько деревянных мечетей XIX века, близ существующих сел и деревень открыты селища и городища времен Средневековья. А в каком красивом месте мы обедали! Двухэтажный гостевой дом с несколькими комнатами для путников, желающих отдохнуть на лоне дикой природы, но без отрыва от благ цивилизации, кухней и обеденным залом, расположен в лесу, на берегу пруда. На противоположной стороне пруда – пасека. А на втором этаже расположена крытая терраса, с которой, сидя в уютных креслах, хорошо слушать шум дождя и наблюдать, как вода в пруде покрывается мелкой рябью. Можно себе представить, как здесь красиво летом, если даже поздняя осень не умаляет этой красоты.