Занятия для будущих первоклассников шести-девяти лет с ментальными нарушениями были в нашем городе организованы впервые. Проект «Особый класс», разработанный обществом инвалидов г.Нефтекамска, в 2022 году вошёл в число победителей конкурса грантов Главы Республики Башкортостан и успешно реализуется при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу РБ.
Занятия с ребятишками проходят на третьем этаже ДОСААФ. Не очень удобно, но более бюджетных помещений для аренды не нашлось. Расходы на аренду классов не были заложены в грант, потому что помещение обещали выделить бесплатно, но, увы... Пришлось арендовать собственными силами и силами родителей.
Весёлый гомон слышен издалека, складывается впечатление, что проходят соревнования на самый громкий голос. Но появляется педагог, и постепенно устанавливается тишина. Это и есть одна из главных задач организаторов проекта – научить слушать и слушаться.
- Все дети хорошо занимаются индивидуально, показывают хорошие результаты, они спокойно сидят, слышат педагога, но стоит им собраться вместе – начинают отвлекаться друг на друга. Я как мама особенного ребёнка, который через год пойдёт в школу, понимаю, что таким детям крайне тяжело учиться в группе, - говорит автор проекта, председатель общества инвалидов г.Нефтекамска Елена Салахова. - Мы хотим научить ребят видеть и слышать педагога, не отвлекаться на занятиях. Наш проект – это шанс особого ребёнка учиться в школе вместе со всеми, без перевода на домашнее обучение.
Проект «Особый класс» реализуется в трёх направлениях.
Основная цель проекта – подготовить детей с особыми образовательными потребностями к обучению в школе. Большое внимание уделяется наработке важных навыков, которые нужны в школе, например, научиться сидеть за партой, уметь находить свой кабинет, ходить парами, не кричать на уроке, поднимать руку, дожидаться, когда тебя спросят, слушать, когда всем дают инструкцию, одеваться-раздеваться. То есть эти вещи достаточно просты для обычных школьников, но очень сложны для ребятишек с задержкой развития и ментальными трудностями.
Две группы детей по десять человек занимаются три раза в неделю. С ними работают дефектолог, логопед, психолог, специалисты по социальной адаптации и эстетическому развитию. Занятия проходят без родителей, а те, в свою очередь, получают два с половиной часа свободного времени. А у мам много дел, которые нужно сделать без детей: решить бытовые вопросы, сходить в магазин, оплатить квитанции, уделить внимание себе. Как минимум попить горячий чай. Ключевое слово «горячий»!
- В городе всего три класса для детей с задержанным развитием. Конечно, было бы здорово, если бы наши детки учились внутри обычной школы, но в особом классе – в классе с особыми образовательными потребностями, - отмечает соавтор проекта, нейропсихолог Алёна Колотова. – Это практика 90-х годов. Почему-то её забыли. Я как педагог вижу в ней больше смысла, нежели сажать по три-четыре ребёнка в обычный класс. Хорошо если они не будут нарушать поведение, но в большинстве случаев – будут. Эмоциональное развитие этих детей не соответствует паспортному возрасту. А практика такова, если ребёнок не умеет сидеть в классе, то он отправляется на домашнее обучение. И тот, кому больше всего нужна социализация, её не получает. Ребёнок вырастает не адаптированный к окружающей среде. Мы видим это в другом проекте – со взрослыми. Ребята, которые сидели дома, резко отличаются от тех, которые учились в школе, они более замкнутые, им тяжелее вступить в коммуникацию. Было бы здорово, если бы особых классов было больше, ведь детей с ментальными нарушениями меньше не становится. Коррекционная школа тоже не резиновая.
Занятия в рамках проекта идут уже полгода. Такая длительная комплексная работа даёт хороший результат. Педагоги не варятся в собственном соку, а сотрудничают с другими центрами, перенимая опыт работы с особыми детьми. Они сами восторгаются, видя положительные результаты своих трудов.
Успех каждого ребёнка гораздо лучше, если в процесс обучения вовлечён родитель. Второе направление деятельности проекта – работа с родителями особых детей в формате тематических родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, на которых специалисты повышают родительские компетенции. Компетентный родитель не испытывает страха за то, что он родитель особого ребёнка. Это человек, который готов видеть реальную ситуацию и предпринимать усилия для того, чтобы её менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Сегодня организация консультирует шестьдесят родителей, нуждающихся в поддержке.
Третий этап – подготовка кадров, проведение обучающего курса повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Это учителя, психологи, логопеды коррекционной школы, коррекционных групп садиков, классов для детей с задержкой психического развития. В марте текущего года пятнадцать специалистов прошли курс повышения квалификации. Спикерами курса выступили специалисты проекта, имеющие большой практический опыт работы с особыми детьми.
- Мы активно работаем с педагогическим колледжем, привлекли студенток, которые проходят у нас практику, они нарабатывают навыки работы с особыми детьми. Этот опыт им пригодится для будущего учительства. Одно дело – просто оказать услугу детям, а другое – готовить людей, которые с ними будут работать, - говорит Алёна Олеговна.
Проект рассчитан на один учебный год. Оборудование, стеллажи, парты закуплены, в планах организации – продолжить развиваться в работе с особыми детьми. Организация вновь подала заявку на очередной конкурс Фонда президентских грантов.