Статья
Педагогов Башкортостана приглашают на V Форум классных руководителейМаленькие победы «инопланетного» мальчикаПлечом к плечу до последнего…VК расскажет школьникам о правилах защиты старшего поколения от кибермошенниковПрием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени»В Уфе прошел Всероссийский форум «Люди доброй воли»В Уфе предприниматели освоили навыки грантового проектированияВ Уфе прошёл Гала-концерт «Школьной весны»Константин Толкачёв: «Мы должны биться за интересы страны»Поможет «Точка опоры»Приговор с отсрочкойСвет всему светуОдолели «Первую высоту»В Башкирии продолжается адаптация жилья подопечным фонда «Защитники Отечества»Кампус Евразийского НОЦ станет точкой притяжения для учёных всей страныНа трекере стартапа предприниматели освоили навыки грантового проектированияСпасатель Ильвир Кашаев: Снегоболотоход «Бурлак» оказался незаменим в АзовоЦентр молодежного туризма открыл сезон экскурсий
Аллею Трудовой Славы в Нефтекамске ждут перемены
Все новости
10
Зарисовка
20 Января , 20:35

Осень с оттенком лета

Он не смог забыть свою первую встречу с ней. В тот летний день две молоденькие девчонки шли ему навстречу и весело о чём-то щебетали. Та, что небольшого росточка, смеялась громким заливистым смехом, вызвавшим у парня чувство светлой радости, сравнимым с переливистыми трелями певчих птиц. Такое, Николаю казалось, он мог слышать, работая с дедом в деревенском саду.

Изображение сгенерировано нейросетью.
Изображение сгенерировано нейросетью.

Поравнявшись с парнем, девчата прошли мимо, не обращая на него никакого внимания. Они были естественны и милы, и моложе его лет на пять. Обычно девчонки засматривались на него. Видный парень, говорили люди, при его росте метр девяносто! Отслужив в морском флоте и повидав разных девиц, Николай ещё не встретил ту единственную, с которой связал бы свою жизнь. Дома его ждала лишь мать, вырастившая его без отца…

Необычный голос девчонки, которую он мысленно назвал «кнопочка», заставил его застыть на месте. Он долгим взглядом проводил незнакомок, пока они не исчезли из поля его зрения.

«Я свободен, как ветер, молодой, гуляю, где хочу, с кем хочу», - часто повторял он своим друзьям. С понравившимися девушками знакомился легко, осыпая их медовыми речами. А эта «кнопочка» обезоружила его, заставив своим голосом застыть на месте. «Как же ты оплошал, братец. Впервые не смог подойти и познакомиться», - так думал он, в мыслях ругая себя.

Проходили дни, неделя за неделей. Жизнь текла своим чередом. Николай по-прежнему работал токарем на заводе. И всё же те, кто знал его, заметили, что с парнем что-то не так. Смурной какой-то стал, замкнулся в себе, видно, что гложет его что-то. «А может, ты влюбился, паря? - такими словами встретил его как-то утром у проходной завода Степан, седовласый предпенсионного возраста охранник. - Дело-то молодое, сам когда-то прошёл через это. Слышишь? Ты это – не горюй! Если этот человек есть в твоей судьбе, то ей и быть с тобой рано или поздно!» «И всё-то ты знаешь, старина», - ответил ему Николай. «Вот поживёшь с моего – и не то ещё будешь знать», - закончил разговор Степан.

В выходные дни, если позволяла погода, Николай садился на своего «коня», так он называл спортивный велосипед, и наматывал километры, выезжая за город на просёлочную дорогу. Проезжал мимо соседней деревни Добрянка, находившейся в двадцати километрах от их городка. Многие жители поселения перебрались в город, ближе к цивилизации, остались в основном немощные старики, для которых не было краше и роднее этих мест. Да и смысла не было уже переезжать куда-то, на этой земле покоились их родственники. «Вот скоро и я присоединюсь к ним», - не раз повторял добродушный дед Гаврила, к которому в тот день и заехал Николай. «Мои-то детки разлетелись кто куда», - сидя на крыльце, глубоко вздыхая, дед погружался в раздумья. Обычно Николай с матерью, уроженкой этих мест, сажали и убирали у деда картошку, часть огорода засаживали разной зеленью. Дед встретил парня в этот раз в праздничном костюме: «Приехала молодёжная агитбригада из города, говорят, ставят концерт в нашем клубе-то. Уважили нас, стариков. А может, и ты со мной за компанию-то?» Отказавшись от концерта, Николай решил докопать картошку, чем и занялся, а затем ещё успел искупнуться в небольшой речке, протекавшей за огородами и петлявшей змейкой далеко за деревней.

Дед с концерта вернулся позднёхонько, навеселе, по пути домой завернув к соседу Михаилу на чарку чистого, как слеза, самогона. «Примешь его зелье на грудь и чувствуешь себя заново родившимся, и все проблемы из тебя вон вышибает», - старый плюхнулся в кровать в том, в чём был. Утром следующего дня у него, действительно, ничего не болело и не ныло, но он ничего не смог вспомнить из прошлого дня. Николай же, наскоро позавтракав, на всех парах мчался на своём железном «коне» по просёлочной дороге, по обеим сторонам которой простирались жёлтые головки подсолнухов. Чувствуя в себе молодецкую силу, не заметил, как его железный друг наскочил на корягу, торчащую из-под земли. Вылетев из «седла», своей пятой точкой он приземлился на рядом стоящий низенький пенёк. Он отделался небольшой ссадиной и ушибом ноги, но после падения ему пришлось самому пешим ходом вести велосипед.

Пройдя небольшое расстояние, Николай услышал девичьи голоса, доносившиеся из росших поодаль кустов шиповника, где он ещё мальчишкой собирал с матерью целебные плоды, тут же жуя их вместо жвачки. Раздавшийся из-за кустов тот самый задорный смех заставил его прислушаться. Нет, сейчас он не мог пройти мимо них. Девчата не сразу заметили подошедшего незнакомца и вздрогнули от неожиданности. Деликатно представившись, он узнал, что весёлую хохотушку зовут Мария, а подругу – Ульяна. Городские девчонки были студентками педучилища, на выходные они, как и Николай, приехали на помощь в уборке осеннего урожая к пожилым родственникам. 

Знакомство и послужило началу встреч Николая с Марией. Частенько встречались они в городском парке, любимом месте городской молодёжи, который привлекал своим очарованием, настраивал прогуливающихся на романтический лад в любое время года. В один из таких вечеров, придя на свидание с букетом белых хризантем, любимых цветов девушки, Николай сделал ей предложение выйти за него замуж. Ответ Марии шокировал парня. «А ты подумал, как мы будем смотреться на людях?! Это не дружеские, как сейчас, прогулки при луне. Ты высокий под два метра, ходишь, задевая «головой облака», а я девочка-дюймовочка. Мы с тобой не гармоничны, будем выглядеть очень смешно, нелепо», - произнесла тогда девушка. «Да, я бы тебя на руках носил! Ох и глупенькая ты. Ну тогда подрасти ещё малость», - развернувшись, Николай удалился.

Эта «малость» с их последней встречи растянулась на целых пятьдесят лет. Каждый жил своей жизнью, ничего не зная друг о друге. После отказа Марии Николай вскоре сошёлся с молодой бездетной вдовой Авдотьей, работавшей тоже токарем в одном с ним цехе. Бездетная пара жила дружно, полностью посвящая себя работе. Пришёл тот период жизни, когда седовласый Николай остался совершенно один, тихо отошла в мир иной его Авдотья. Чувствовал он себя совершенно опустошённым, рядом не было ни одной живой души, даже кошки не было у него. Вечерами долго не мог уснуть, вспоминал свою молодость. Ловил себя на мысли, что частенько вспоминает Марию. Как она? Как сложилась её жизнь? В воспоминаниях о ней он находил утешение, обогащавшее его сложившееся настоящее. Его пугало, что он постепенно становится немощным стариком, годы брали своё. Сложно стало доверять своей памяти. Боялся забыть её имя. Он начал бережнее и вдумчивее относиться к себе и ко всему окружающему.

Воспоминания о прошлом, размышления о сегодняшнем его бытии послужили сигналом к действию. Узнав о Марии от её подруги Ульяны, что она свободна от семейных уз, так и не вышла замуж, решил встретиться с ней.

Стоял октябрь. Солидно одетый пожилой мужчина с букетом белых хризантем вошёл в лифт многоэтажки, испытывая некоторое волнение. Лифт слегка вздрагивая, поднялся на восьмой этаж. Этим мужчиной был Николай, который приехал к Марии, проживавшей в другой республике, в небольшом зелёном городке, который располагался на холмистой местности. Его встретила сама хозяйка. Мария покашливала, была бледна. Он видел, что она больна. Всматриваясь, они мысленно приняли друг друга такими, какими были сейчас. Он был с ней, готовил ей завтраки по утрам, заваривал зелёный чай, давал таблетки. Его заботы не прошли даром, женщина на глазах оживала.

Настал день, когда они вдвоём вышли прогуляться по городскому скверу. «А тепло-то как. Ни ветерка. Это поздняя осень с оттенком лета», - тихо восхитилась Мария. Она часто уставала, проходя даже небольшое расстояние. Тогда он бережно брал её на руки и нёс. «Помнишь, я ведь обещал тебя на руках носить», - произнёс Николай. В ответ она лишь кивнула. Большую часть прогулки шли молча, тихо впитывая окружающую красоту золотисто-багряной осени. Их отношения были трогательно красивы. Стоявшая вокруг тишина, обволакиваемая вечерними сумерками, оберегала их от ненужных, лишних слов.

Автор:А.НИГОРСКАЯ
Читайте нас: