Статья
Застройщикам Башкортостана рассказали об изменениях законодательстваВ Уфе состоялась презентация книги Талгата Сагитова «Дуновения памяти»Продлён приём заявок на конкурс «Лучшие товары Башкортостана»Дежурная часть полиции НефтекамскаПедагогов Башкортостана приглашают на V Форум классных руководителейМаленькие победы «инопланетного» мальчикаVК расскажет школьникам о правилах защиты старшего поколения от кибермошенниковПрием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени»В Уфе прошел Всероссийский форум «Люди доброй воли»В Уфе предприниматели освоили навыки грантового проектированияВ Уфе прошёл Гала-концерт «Школьной весны»Константин Толкачёв: «Мы должны биться за интересы страны»Поможет «Точка опоры»Приговор с отсрочкойСвет всему светуОдолели «Первую высоту»В Башкирии продолжается адаптация жилья подопечным фонда «Защитники Отечества»Кампус Евразийского НОЦ станет точкой притяжения для учёных всей страны
Аллею Трудовой Славы в Нефтекамске ждут перемены
Все новости
10
Зарисовка
1 Февраля , 15:35

На костылях за зайцем (Отрывок из книги «Арская долина»)

Осень 1974 года на Урале была тёплой. Солнечные дни стояли такие, что народ ходил в летней одежде. Дождей не было, земля сухая. Лист с деревьев, пожелтев, опал. В тот год много было разных грибов, особенно опят. Собирая, народ заготавливал их впрок: жарили, мариновали, закатывали в банки.

Рисунок: Елена Аллаярова, «КЗ».
Рисунок: Елена Аллаярова, «КЗ».

Мне в том году не повезло. Я сломал ногу и ходил на костылях. Однако с семьёй часто выезжали в лес, и нас природа не обидела.

Благоприятная погода поспособствовала размножению зайцев. Они встречались в лесах часто в местах сбора грибов. Но во время открытия осенней охоты снег не выпал, кустарники стояли без листьев, и зайца предательски выдавала его собственная шкура, успевшая вылинять.

Место охоты чаще выбирали за Амзёй, двигаясь по бетонной дороге в район деревни Хмелёвка. Там имеются большие, вырубленные леспромхозом площади. Далеко просматриваются торчащие пни, кустарники, кучи наваленных сучьев, не сожжённых лесорубами, и заросшие овраги. Зверья и дичи в этих местах водилось много: лоси, волки, лисы, встречались следы медведя. Тетерева и глухари взлетали с таким шумом, что охотники, особенно новички, порой от неожиданности вздрагивали.

Охотились мы группой человек десять. Отправив вперёд человека два или три, ставили их в дозор, остальные шли цепью, подгоняя к ним зверя. Брали трофеи, когда как, бывало, два-три зайца на всех, а иногда по два на каждого. Делили всегда поровну. Уставали как собаки, но молодость и охотничий азарт воодушевляли нас.

- Папа, ты не забыл, что завтра открытие охоты? – спросила меня дочь Люба за ужином.

- Ты что, Любаша, о чём это, не понимаю? – пошутил я.

- Ну, во-о-от, обещал же, - ласково улыбаясь, наклонив голову, дочь вопросительно смотрела на меня. – Я тебе ружьё патронами зарядила, пока ты работал, говоришь ведь, что не успеваешь, нет времени.

- Да ладно, дочь, я пошутил, куда я без тебя, ты же мне за сына, тем более сейчас, когда я на костылях. За снаряжение патронами спасибо. Думаю, сделала по правилам? Едем завтра на грузовой машине, выезд в шесть ноль-ноль. Поняла, дочь? А теперь иди спать. Ты, Порфирьевна, собери что-нибудь нам покушать в поле, - попросил я жену.

Перед рассветом мы были на месте. Стояла тишина. Прохладный утренний лесной воздух приятно освежал лицо. В низовьях стоял туман.

Прошли утренние сумерки. На горизонте перед восходом солнца появилась алая заря. Из отдельных птичьих голосов можно было определить чирикающую пташку, сидящую где-то рядом.

Взошло солнце, заливая всю долину ярким светом, увеличился гомон птиц, природа просыпалась…

Стоя в кузове автомобиля, с которого просматривался почти каждый куст, мы наметили план действий. Определили места установки дозорных, где и как идти цепью, а где взять в окружение.

Спрыгнув с кузова, ребята дружно ушли. Я долго глядел им вслед, завидуя их радости.

- Ладно, папа, не переживай, ружьё у тебя рядом, сиди и жди, может, какая тетёрка и налетит на твоё счастье, - успокаивала меня дочь. – А я схожу вон к тому кусту, видишь, сколько красной калины.

Прихватив ведро, дочь ушла. Я же, сидя в кузове, скучал. Вскоре послышались крики:

- Смотри правее! Рядом от тебя выскочил, раскрой глаза!

Донеслось несколько выстрелов и голос Созыкина:

- Мазила, кто так стреляет?!

За кустом, метрах в тридцати от меня, мелькнуло что-то белое. Я, недолго думая, автоматически вскинул ружьё и выстрелил. Сейчас не пойму, как я без костылей оказался в метрах десяти от машины. Опомнился от боли в ноге, смотрю, в руках ружьё, машина на приличном расстоянии. Добираться до машины пришлось, опираясь на ружьё, прыгая на одной ноге. Кое-как влез в кузов, где лежали костыли.

- Вот, папа, полное ведро набрала калины. Мама будет рада.

- Ты молодец у меня, дочь, - похвалил я её.

- Ты не скучал? Что-то мне показалось, ты выстрелил?

- Да, Любаша, сбегай-ка, посмотри за тем кустом.

Люба скрылась за кустом.

- Папа, здесь заяц!

Я был больше удивлён, чем дочь, когда увидел её с беляком в руках, идущую ко мне. Очевидно, шумная толпа охотников согнала зверя с места обитания, и он набежал на меня. Удивлению не было предела, когда десять охотников пришли с одним зайцем, обойдя большую площадь.

- А ты, Георгиевич, и с кузова не сходил? – спросил Созыкин.

- Даже со скамейки не вставал, - ответил я любопытному товарищу, стоящему с раскрытым ртом.

- Везёт же людям, - глубоко затянувшись папиросой, он медленно выпустил дым.

К вечеру мы вернулись в Нефтекамск.

Автор:Анатолий ОКЛАДНИКОВ.
Читайте нас: